Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
29 распада античной полисно-религиозной формы общности. Политика
силы и нивелировки [характерная для эллинистических монархий] на¬
толкнулась на отчаянное сопротивление, как только Антиох вознамерил¬
ся уничтожить иудаизм. В результате разразилась народная Маккавей-
ская революция. Она кончилась победой Маккавеев, это объясняется
разного рода причинами, не в последнюю очередь тем, что Антиоху ста¬
ло не до Иудеи, но революция не могла не вспыхнуть. «И видел я в ноч¬
ных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын человече¬
ский».81 Бог был знаменем Маккавеев, [в иудаизме шла] внутренняя
борьба, верхи сотрудничали с эллинистами, фарисеи были мессиани-
стами, выступали за освобождение государства от иноземного гнета, за
национальное освобождение, как мы бы сказали. Ессеи были револю¬
ционерами, стремились установить Царство Божьей справедливости на
земле, царство Сына человеческого. Смутные надежды еврейского на¬
рода на восстановление государственности, тлевшие в течение столетий,
неожиданно вспыхнули ярким пламенем. [Метод интерпретации и догматическая хронология] Если христианство не откровение, то что перед нами: миф, история
или синкретический культ? Проблема решалась историками по-разно¬
му, в зависимости от различных обстоятельств варьировались одни и те
же компоненты. Значение кумранских раскопок состояло прежде всего
в том, что впервые проблема была поставлена на реальную почву исто¬
рических документов. Оказалось, что мессианизм был массовым народ¬
ным движением, возникшим за два столетия до даты рождения Иисуса
Христа, что это сложившаяся идеология, религиозно-философская сис¬
тема и традиция, культовые формы, громадная литература. Не было ни¬
какого стихийного и наивного народного мифотворчества, народных
фантазий, легенд. Не было эмпирического заимствования неких рели¬
гиозных культов и разнородных ритуальных форм. Речь шла о конкрет¬
ном социально-политическом кризисе, об исторических событиях, пре¬
ломленных под углом зрения определенной идеологии, соответственно
этому отображенных и воспроизведенных в рамках устоявшейся лите¬
ратурной традиции. 81 [Дан.7.13].