Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
288 наставление для язычников. Но там требовалось совершенство, а совер¬
шенство понималось по-евионитски,1257 это была программа строитель¬
ства Царства Божьего на земле. Павел выбросил из этой программы «де¬
ла закона», выбросил всю социально-этическую программу Царства
Божьего, оставил одну веру в спасение, от Царства Божьего он оставил
только бессмертие, «жизнь вечную».1258 Но поскольку он говорил о вос¬
кресении телесном, не о воскресении души, ему приходилось отвечать
на вопросы, к которым он не был готов, он и отвечал туманно: «в один
миг изменимся и т. д.»1259 Здесь как раз и прошла настоящая граница ме¬
жду Павлом - эмиссаром евионитского центра накануне Великой Иу¬
дейской войны - и послевоенным паулинизмом. Павел нес новую веру
в спасение [нрзб.] от мира, тем важнее был суд Божий и надежда на Цар¬
ство Божье. Для него и после разрыва с руководством общины Иакова
Праведного и Петра непреложным и исходным оставалось, что суд Бо¬
жий означает конец этого мира зла и начало Царства Божьего на земле.
Его оппортунизм оставался внутри евионитской доктрины на 2-й ста¬
дии строительства культа [Учителя праведности] и был борьбой за рас¬
ширение социальной базы движения, за его распространение вширь, за
вовлечение в движение социальных низов языческого мира. Совершен¬
но естественно, что и для самого Павла, и для его аудитории религи¬
озный аспект движения был основным и основополагающим. Но рели¬
гиозная форма движения герим из иудеев [то есть зелотов] и герим из
язычников была принципиально различна. Если для язычников была
предназначена формула Дидахе: «если вы едины в нетленном, то на¬
сколько же более в тленном»1260 - то есть, дав им новую религию, мож¬
но было втянуть их в движение, целью которого было «единство в тлен¬
ном» [то есть коммунизм], а религия была средством, формой достиже¬
ния этой цели, то для герим из иудеев вера в Бога и Закон Божий (Закон
Моисеев) были самоочевидны, проблема заключалась в познании, со¬
блюдении, «делании» Закона. Поэтому для иудеев социально-этический
аспект был на первом плане, а для язычников - религиозный, собствен¬ 1257 См. учение о двух путях [Дидахе 1-5]; см. Иак.[2.15]: «если брат или сест¬
ра наги и не имеют дневного пропитания и т. д.» 1258 [См. «ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод пят
есть святость, а конец - жизнь вечная» (Рим.6.22) и др.] 1259 [1Кор. 15.51—52]. 1260 [Дидахе 4.8].