Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
287 ностью снять социально-политический аспект «дел закона» - програм¬
му партии евионим, выбросить из Дидахе положение «не принесет вам
пользы все время вашей веры [если не сделаетесь совершенными в по¬
следний час]»;1250 это было тем более существенно, что открыло широ¬
кий доступ в общину для социальных низов Римской империи, люмпе¬
нов, ищущих спасения от тягот жизни, для выходцев из всех слоев деста¬
билизированного общества. Социальной базой синоптиков оказалась та
среда, которая до Великой Иудейской войны была социальной базой пау-
линизма. «Мытари и грешники вперед вас идут в Царство Божье».1251
Ортодоксальная политическая платформа общины Иакова Праведного
была объявлена фарисейским уклоном.1252 Оказалось, что Павел был
прав, необходима и достаточна вера. В этом пункте сошлись оба направ¬
ления сторонников перестройки культа1253 - и IV Евангелие, и синопти¬
ки, из этого они исходили, на этом основано каноническое христианст¬
во.1254 Для новой аудитории суд Божий как мировой пожар и конец этого
мира был не нужен, но он сохранился в ином качестве, не как акт спра¬
ведливого возмездия миру зла, а как угроза, как проявление могущест¬
ва Бога, как «страшный суд». И Тертуллиан1255 сообщает, что в конце
II века молились уже не о приближении, а об отдалении страшного су¬
да. А Царство Божье? Оно проделало ту же эволюцию. Уже у Павла (с
учетом аудитории, разумеется) акцент стоял на жизни вечной, бессмер¬
тии. С этим бессмертием к широкой аудитории вышла еще Дидахе1256 - 1250 [Дидахе 16.2]. 1251 [Точнее: «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие»
(Мф.21.31).] 1252 [См. прим. 1243 на стр. 285.] 1253 [Η. Е. называла их «культовиками».] 1254 См. IV Евангелие, где после кормления народа пятью хлебами, то есть по¬
сле хлебной евхаристии Дидахе, Иисуса спрашивают: «Что нам делать, чтобы
творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы
веровали в того, кого Он послал» (Иоан.6.28-29); ср. Дидахе [16.2] и ср. выра¬
жение «делать Закон» у Иакова и в Уставе yahad [см. прим. 44 на стр. 19]. 1255 [Apol. 39: Oramus etiam... pro mora finis... и др.] 1256 [«Благодарим Тебя, Отче Святый, за имя Твое Святое, которое ты вселил в
сердцахнаших,изапознаниеи веру и бессмертие, которые ты от¬
крыл через Иисуса, отрока Твоего» (Дидахе 10.2); ср. «путь жизни»
(Дидахе 1.2).]