Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
286 поделать с этим фактом. Всем казалось, что христианство было создано
Иисусом Христом, и овладело Римом, и стало основой европейской ци¬
вилизации и культуры. *** [...] В IV Евангелии суд Божий - это не эсхатологическая война, а
искупительная жертва Иисуса Христа, Агнца и Пастыря, «час его сла¬
вы»,1247 на который он послан Богом, то есть эта искупительная жертва
заменила и исключила эсхатологический суд Божий [...]. Синоптики ис¬
ключили «Сына Давидова» из контаминационного статуса Христа и ис¬
ключили эсхатологию из культа, но оставили, сохранили суд Божий, эс¬
хатологию как обетование, осуществимое в неопределенном будущем,
центр тяжести был перемещен ими в сторону веры в воскресение и ис¬
купление общины из суда, они скатились после войны на позиции пау-
линизма. Нормы паулинистских общин диаспоры, предназначенные для
проповеди среди язычников, стали ортодоксальными. Петр и Павел бы¬
ли объявлены равновеликими столпами христианства. Иаков Правед¬
ный ушел в прошлое, в историю, прохладно почитаемый, неортодок¬
сальный. Писания Петра сохранились в каноне в качестве рудиментов,
как и Послание Иакова, оборванное на полуслове. Все остальное было
отвергнуто и выпало в апокрифы. Христианство конституировалось как
мировая религия и вышло на просторы Римской империи. У синоптиков по всем спорным вопросам Петр стоит на одной по¬
зиции с Иаковом и Иоанном, то есть это была общая политическая по¬
зиция руководящей тройки Галилейской общины. Давление слева, со
стороны зелотов, на синоптиков не позволило им исключить суд Божий
из христианского вероучения, заменить его искупительной жертвой Ии¬
суса Христа за грех мира [как это делает Евангелие от Иоанна]. Зелоты
не принимали такого «Христа». С другой стороны, смешанный состав
общин диаспоры, включавших «язычников», вполне соответствовал ис¬
купительной жертве за общину, «за грехи [наши]».1248 Тем более, если
признать приоритет веры над делами закона,1249 смягчить, а затем пол¬ 1247 [См. Иоан. 12.23]. 1248 [1Петра 3.18; 1Иоан.2.2; 4.10; Рим.4.25; 1Кор.15.3; Гал.1.4]. 1249 [как это делал Павел, см. Рим.3.20,28; Гал.2.16; 3.2-11 и др.; ср. Дели.
13.38-39].