Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
280 значило стать готовым к новому миру, стать новым, совершенным че¬
ловеком, желания, помыслы и действия которого совершенно соответ¬
ствовали бы друг другу, у которого совпадали бы и дух, и дела1217 - это
значило стать праведным сыном Божьим. И это не было религиозным
реформаторством в рамках иудаизма, создание «храма человеческого» -
коллектива Нового Завета - исключало компромисс с храмовым куль¬
том, сосуществование с ним было временным. Это учение искупления
зла коллективизмом, организация такого коллектива, а затем его суще¬
ствование в среде ему враждебной, безотносительно к тому, как в то или
иное время относились к самой общине те или иные иудейские или рим¬
ские власти, было революционным. При других исторических обстоя¬
тельствах оно неминуемо выродилось бы в религиозно-социальную уто¬
пию или выпало в религиозную иудейскую секту, этому помешал соци¬
ально-политический кризис в Иудее и затем в Риме, завоевание Иудеи
Римом, что вызвало в самой Иудее и в диаспоре массовый антиримский
и социальный подъем под знаменем мессианизма [...].1218 Кризисом была обусловлена завладевшая массами идея, что мир ле¬
жит во зле, осужден Богом, что наступают его последние дни, прибли¬
жаются «родовые муки нового мира»,1219 царства справедливости на
земле. Народная революционная идеология сближалась с идеологией об¬
щины. Враг конкретен, видим, он наступает и побеждает, и против него
необходимо бороться во имя Бога и справедливости, он осужден Богом,
гибель его предрешена, и если сила на его стороне, то победа его вре- 1217 [Ср. «Закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю:
потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то,
чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то,
но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей,
доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не
нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если
же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я
нахожу закон, что, ковда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внут¬
реннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих ви¬
жу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня плен¬
ником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто
избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7.14-24).] 1218 [В рукописи далее слова: «и смерть Учителя».] [1Q Н 3.7-12; 1Енох 62.4; см. 1Фес.5.3; Откр.12.2; ср. Иоан.16.21 и др ] 1219