Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
276 или 3) берется ессейский норматив, ставится под сомнение ссылкой на
Ветхий Завет и остается в смягченном или искаженном виде (термин
«нищие»,* 1202 1203 1204 суббота1205). [Канонические] Евангелия - это компиляция, Ветхий Завет - резер¬
вуар аргументов и эпизодов. Превращение казни Иисуса в ритуальную драму,1206 разыгранную по
сценарию пророков Захарии и Исайи,1207 было проделано на стадии
иудео-христианства. Мне представляется, что слова «искупил правед- сильнее клятвы. Они избегают клятв, полагая, что это хуже клятвопреступле¬
ния» (пер. М. Елизаровой). Четвертый пример. Мф. 12.36-37: «Говорю же вам, что за всякое праздное сло¬
во, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправда¬
ешься и от слов своих осудишься». Ср. IQ S 6.10-13 и т. д. - А. Г.] 1202 [См. Мф. 15.1-20; Мк.7.1-23; ср. отказ Иисуса от матери, Фома 103,
105 и др.] 1203 [См. Мф.22.41-46; Мк.12.35-37; Лука 20.41-14, со ссылкой наПс.110.1]. 1204 [См. Мф.26.11: «ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имее¬
те» (Мк. 14.7; Иоан. 12.8; ср. CD 14.12-17). Иисус успокаивает возмущенных тра¬
той общинных денег учеников ссылкой на стих Втор. 15.11: «ибо нищие всегда
будут среди земли (твоей), потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою бра¬
ту твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей»; метод толкования
Ветхого Завета в кумранских комментариях и новозаветных текстах один и тот
же. Двусмысленность текста связана с двумя значениями термина «нищие». Во-
первых, слово означает нищих; евангелист вывернул наизнанку смысл стиха
Второзакония и перечеркнул надежды на установление Царства Божьего на зем¬
ле: «нищие всегда будут». Во-вторых, «нищие» здесь означают евионим; они
(то есть церковь) всегда будут благодаря крестной смерти Иисуса Христа (под¬
готовкой к ней служит акт миропомазания), то есть благодаря тому, что отка¬
жутся от осуществления своей программы, перестанут быть «нищими», орга¬
низация будет сохранена, программа будет забыта. Этот второй смысл слова поч¬
ти стерт. Двусмысленность текста отвечает двусмысленности ситуации.] 1205 [См. Мк.2.23-28 (Мф.12.1-8; Лука 6.1-5): «суббота для человека, а не че¬
ловек для субботы», со ссылкой на 1Сам.21.6; ср. CD 10.14 - 12.6]. 1206 [Ср. Дж. Робертсон. Евангельские мифы. М., 1923, с. 111.] [Зах. 11.12-13; 12.9-14; 13.7; Ис.50.6; 53.1-12]. 1207