Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
275 матив или обряд, опровергается ссылкой на Ветхий Завет, опорочивает¬
ся ярлыком «фарисейский» и отвергается (родители,1202 Сын Давида1203); всем жить так, как они жили, то и детей не будет. Ср. сообщение Иосифа Фла¬
вия о разногласиях среди ессеев: «Существует и другое направление среди ес-
сенов, которые... иначе смотрят на брак. Они считают, что люди, не вступаю¬
щие в брак (то есть руководство - А. Г.), пресекают преемственность поколе¬
ний - важнейшую сторону жизни. Более того, если бы все стали ду¬
мать так, то чрезвычайно быстро исчез бы человеческий
род» (Л/2.8.13; пер. М. Елизаровой, разрядка моя - А. Г.) Во-вторых, термин
«дети» означает младших членов общины. Эго рецидив разногласий Павла с
руководителями Иерусалимской общины, последователи которых (но уже не пре¬
емники в руководстве) «возбраняют младшим» придти («быть приведенными»)
к Иисусу; в этом споре последнее слово осталось за Павлом (он не дожил до
своего триумфа и, думаю, не обрадовался бы ему); после поражения в Иудей¬
ской войне предписание «пускать детей» вложено евангелистами в уста Иису¬
су. Ср. слова Павла: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не
разводиться с мужем и т. д.» (1Кор.7.10). У Павла нет ссылки на стих Быт. 1.27,
но в Дамасском документе такая ссылка есть, и у Матфея она есть. Ср. также
евангельский рассказ о смерти Иоанна Крестителя (Мф. 14.3-12; Мк.6.17-29;
Лука 3.18-20) и CD 5.7-8. Второй пример. Мф.5.22-26: «Я говорю вам, что всякий, гневающийся на бра¬
та своего напрасно, подлежит суду (собрания раббим - А. Г.); кто же скажет брагу
своему «рака» (дурак), подлежит синедриону (то есть суду Совета раббим -
А. Г.); а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (то есть будет ис¬
ключен из общины - А. Г. Ср. IQ S 6.26 - 7.10). Итак, если ты принесешь дар
твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против
тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с бра¬
том твоим, и тогда приди и принеси дар твой (ср. Дидахе 14.2, где ‘жертва’ -
евхаристия). Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним
(ср. прим. 353 на стр. 89), чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал
бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не
выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (речь, конечно, о суде
Божьем - А. Г.)». Третий пример. Мф.5.33-37: «Еще слышали мы, что сказано древним: ‘не пре¬
ступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои’ (ср. Лев. 19.12;
Втор.23.21). А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Пре¬
стол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его и т. д. Но да будет
слою ваше: ‘да, да’, ‘нет, нет’; а что сверх этого, то от лукавого». Ср. Иак.5.12.
Ср. Joseph., BJ2.8.6: «Они (ессеи) владеют собой в гневе, сдержанны в жела¬
ниях, являются образцом верности и пособниками мира. Все сказанное ими