Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
274 курс» этой истории для младших членов, новообращенных.1200 Еванге¬
лия вообще были написаны для младших членов. Ессейская рад и кал истекая тенденция последовательно суживалась
и умалялась в процессе формирования христианства. Метод построе¬
ния евангельских эпизодов и нормативов такой: 1) берется ессейский
норматив, обязательный для кандидатов, вкладывается в уста Иисуса и
преподносится как догма и откровение;1201 или 2) берется ессейский нор¬ 1200 [Мф.1^1. Ср. Дамасский документ (CD 1.1 - 2.1), который тоже начинает¬
ся с изложения истории общины.] 1201 [Наир., запрещение развода (Мф.5.31-32; 19.3-9): «Сотворивший вначале
мужчину и женщину, сотворил их (Быт. 1.27)... что Бог сочетал, того человек да
не разлучает»; ср. CD 4.20-21, где не говорится ни об Иисусе Христе, ни о Цар¬
стве Небесном, но есть ссылка на тот же ветхозаветный текст Быт. 1.27 для обос¬
нования того же норматива, которого в Ветхом Завете нет; «прелюбодеяние», о
котором говорит Иисус: «кто разведется с женою своею... прелюбодействует; и
женившийся на разведенной прелюбодействует», - есть ссылка на первую из
«трех западней Велиала» в Дамасском документе («прелюбодеяние, богатство
и осквернение святыни», CD 4.15-19; ср. Лука 16.18); следующий за этим текст
Матфея: «лучше не жениться» и «не все вмещают слово сие, но кому дано (то
есть yahad - А. Г.) ... есть скопцы, которые сами сделали себя скопцами для Цар¬
ства Небесного» (Мф. 19.10-12) - следует сопоставить с сообщениями о безбра¬
чии ессеев (Plin., HN 5.17.73: «у них нет ни одной женщины, они отвергают
плотскую любовь, не знают денег и живут среди пальм»; Philo, Apologia (Euseb.,
Рг. Εν. 8.11.14); Joseph., AJ 18.1.5; BJ2.8.2); у Матфея это не предписание, но
рекомендация (как и в Уставе yahad нет прямого предписания безбрачия,
ср. 1Кор.7.25-28; ср. сообщение Иосифа Флавия о двух типах ессейских об¬
щин -Л/ 2.8.13), поэтому следом идет текст о детях, ученики не пускают детей
к Иисусу, «но Иисус сказал им: пустите детей (τά παιδία) и не препятствуйте
им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19.13-15). Дву¬
смысленность текста вызвана двойным значением слова «дети»; во-первых, оно
означает детей. «Ученики» были руководителями предвоенной общины, про¬
фессиональными революционерами, yahad, значит, детей у них не было
(см. выражение αδελφή γυνή - «сестра жена» - в 1Кор.9.5). В этом эпизоде
они «не любят» детей, а Иисус любит. Ригоризм поставлен под сомнение и
заменен «святостью», их обвинили в бесплодии, благодаря предыдущим
стихам эпизод звучит насмешкой над старыми руководителями, которые в
Евангелиях постоянно оказываются в положении молодых учеников: если