Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
270 послевоенным временем, об этом свидетельствует наличие Иуды Иска¬
риота в числе двенадцати апостолов.1189 Возражения против принципиальной невозможности возникнове¬
ния жанра Евангелий до Великой Иудейской войны: термин «евангелие»
(благовестие) бытует в Посланиях,1190 более того, уже в Дидахе,1191 бо¬
лее того, «благовестник» есть у Исайи1192 (цитаты у [Матфея и] Луки)1193
и в одном из кумранских текстов.1194 Отсюда следует, что благая весть о
приближении Царства Божьего - беседы с Учителем, как в Евангелиях
Фомы и Филиппа, могла называться и называлась «Евангелием». Од¬
нако эти Евангелия принципиально отличаются от Евангелий Петра,
евионитов, назореев (евреев) и канонических Евангелий. Чем? [Они ли¬
шены еще костяка, изготовленного из евхаристии Дидахе, поэтому у них
нет и сюжета]. 1189 [Epiph., Adv. Haeres. 30.13. В Евангелии Петра, напротив, сказано, что по¬
сле казни и воскресения Иисуса, «в последний день опресноков... двена¬
дцать учеников Господа плакали и горевали» (Петр. 14.58-59), о кооптирова¬
нии кого-либо вместо выбывшего Иуды Искариота ничего не говорится, и мож¬
но предположить, что в Евангелии Петра не было эпизода с предательством Иу¬
ды. Ср. Д. Робертсон. Евангельские мифы. М., 1923, с. 102.] 1190 [Например: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благо вс ство вал
вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, ес¬
ли преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщет¬
но уверовали и т. д.» (1Кор.15.1-2).] 1191 [Дидахе 8.2; 11.3; 15.3,4]. 1192 [Ис.41.27; 52.7: «Как прекрасны на горах ноги благовестника,возве¬
щающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говоря¬
щего Сиону: ‘воцарился Бог твой!’»; ср. Наум 1.15; Рим.10.15.] 1193 [Вероятно, Мф.11.5; Лука 7.22, ссылающиеся на Ис.29.18; 35.5-6; 42.7.
Ср. Лука 4.18-19, где процитирован Ис.61.1-2]. 1194 [11Q Melch 15-19]. См. Амусин. [Тексты Кумрана, с. 303, прим. 39: «гла¬
гол bsr в известных до сих пор кумранских рукописях встречается только один
раз - в Гимнах (1Q Н 18.14: lbsr). Эго место - 1Q Н 18.12-14] - Дюпон-Сом¬
мер [называет ‘Евангелием Учителя праведности’. См. Dupont-Sommer. Hebreu
et Arameen. - ‘Annuaire du College de France’. Paris, 1966, An. 66, c. 347».]