Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
268 мью) хлебами и преображение Христа соответствуют евхаристии Ди-
дахе: 2-я евхаристия - хлеб (собирание общины), 3-я евхаристия - вос¬
кресение Христа и его приход, въезд в Иерусалим, «Осанна Сыну
Давидову, гряди, Господи (маран-афа)» - в воскресенье. И, въехав в Ие¬
русалим, он очищает храм; когда храм очищен, за два дня до Пасхи -
миропомазание, община признает его предстоящую смерть как искупи¬
тельную жертву. План, как видим, отличен от плана Евангелия от Лу¬
ки. Замечательно, что формула тела и крови (хлеба и чаши) на тайной
вечере у Луки дословно повторяет формулу евхаристии Первого посла¬
ния к коринфянам.1175 У Марка и Матфея в основе лежит формула евха¬
ристии Дидахе, та, которую, по Гегесиппу, произнес Иаков Праведный
перед казнью, стоя на крыле храма, та, которую произносит Иисус на
суде у первосвященника: «И вы узрите Сына Человеческого, сидящего
одесную Силы и грядущего на облаках небесных».1176 О датировке Евангелия Петра Можно полагать, что Евангелие Петра синхронно синоптикам, то
есть относится к периоду после Великой Иудейской войны. Почему? По
гневу и ярости, по яростным обвинениям, негодованию, боли (описа¬
ние издевательств над Иисусом1177), по вставшему и шествующему кре¬
сту;1178 это - состояние духа после поражения, краха надежд, стремле¬
ние к продолжению борьбы. Настроение Евангелия Петратождествен- 1175 [Лука 22.17-20; ср. 1Кор. 11.23-26]. 1176 Мк.14.[62; см. Гегесипп, кн. 6 (Euseb., Hist. Eccl. 2.23.12-18): «Книжники
и фарисеи поставили Иакова на крыло храма и закричали: ‘Праведный! Мы
все обязаны тебе доверять. Народ в заблуждении об Иисусе распятом; объяви
нам, что это за дверь Иисуса! ’ И ответил он громким голосом: ‘Что спраши¬
ваете меня о Сыне Человеческом? Он восседает на небе одесную Великой Си¬
лы и придет скоро на облаках небесных’... И они закричали Ό-ο! И правед¬
ный в заблуждении! ’... Они поднялись и сбросили праведника. И говорили друг
другу: ‘Побьем Иакова Праведного камнями’, и стали бросать в него камни, по¬
тому что он не умер при падении... Кто-то из них, какой-то суконщик, ударил
праведника по голове скалкой, употребляемой в его деле. Такова была его му¬
ченическая смерть». См. также Epiph., Adv. Haeres. 78.13-14]. 1177 [Петр.3.6-9]. [Петр. 10.39]. 1178