Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
261 Евангелий.1139 Народ раскаивается и признает Иисуса Христом. Имен¬
но страх перед народом толкает власти и Пилата, умывающего на суде
руки, к казни Христа, а затем к обману народа. Именно открытое и все¬
ми видимое воскресение Христа, изображенное как космический акт, и
его торжественный в сопровождении креста уход в небо - есть акт безо¬
говорочного осуждения убийц. Это те же, кто убил Учителя праведно¬
сти - первосвященники, иродиане. Народ не только не обвиняется, на¬
против, иудейские священники говорят, что пусть лучше покарает Бог,
чем попасть в руки народа, и от народа просят защиты у Пилата.1140
Совершенно соответствовала этому позиция иудейских верхов во время
Великой Иудейской войны, как описывает ее Иосиф Флавий.1141 И на¬
оборот, синоптики всю ответственность возложили на народ, как это
видно из эпизода с Вараввой;1142 вполне вероятно, что Варавва - изо¬
бретение, сделанное на 3-й стадии развития культа, он прямо иллюст¬
рирует цель и назначение [культа искупления]. Народ отвергает Иису¬
са, выбирает другого «сына Отца», мессию, разбойника, поднимает меч
и от меча гибнет.1143 Воскресение Христа по календарной сетке Евангелия Петра 15 ни¬
сана,1144 в первый день недели, означает утверждение, манифестацию
воскресения как космического акта, явленного всем:1145 шествие креста,
Христос, головой достигающий неба, выходит в сопровождении двоих 1139 [См., например, И. Сеенцицкая. Апокрифические Евангелия. М, 1996,
с. 114.] 1140 [Петр. 11.47-48]. 1141 [См. описание борьбы партий в Иерусалиме (BJ4.4-6 и др.); ср. mAb.3.2:
«Р. Ханина, заместитель первосвященников, говорил: ‘Молись о благополучии
правительства (то есть римлян), ибо если бы не страх (перед ними), люди гло¬
тали бы друг друга живьем’»]. риЬп □■’■’п чгчэт пк era гчкпчя кЬиЬкю пчэЬи Ью пач^га Ь'рапя] 1142 [Мф.27.16-26; Мк.15.7-15; Лука 23.17-25; Иоан. 18.39-40]. 1143 [См. Мф.26.52]. 1144 [См. стр. 266.] 1145 [Ср. Matthias Grunewald. Auferstehung Christi. Isenheimer Altar, rechter
Flugel der zweiten Schauseite. Musee d’Unterlinden Colmar.]