Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
259 вечеря,1126 прощение прелюбодейки в храме,1127 суд1128 и другие) есть в
Евангелии евионитов (назореев).1129 Это был готовый материал, который
различно организован в канонических Евангелиях в соответствии с их
политической платформой. Например, сухорукий каменщик Евангелия
назореев появляется как «сухорукий» в Евангелиях Марка и Матфея,1130
Иоанн, продающий первосвященникам рыбу, появляется как Иоанн,
«любимый ученик», в IV Евангелии.1131 Достаточно сравнить апокрифи¬
ческое Евангелие Петра с каноническим Евангелием Иоанна. Боевой,
исступленно угрожающий тон Евангелия Петра: казнь (распятие) Ии¬
суса, шествие креста, воды Иордана, объятые пламенем,1132 явление вос¬
кресшего Христа врагам, огонь, который бросил Христос в мир и ждет,
когда он запылает,1133 - огонь пылает, суд идет, пришествие приближа- 1126 [Мф.26.20; Мк.14.17; Лука 22.14; Иоан.13.1. Ср. Евангелие евионитов
(Epiph., Adv. Haeres. 30.22). В рукописи ошибочно указано миропомазание; было
ли миропомазание в апокрифических Евангелиях - неизвестно, см. прим. 1533
на стр. 333. - А. Г.] 1127 [Иоан.8.3-11. Ср. Евангелие евреев (Euseb., Hist. Eccl. 3.39.17).] 1128 [В Евангелии евреев упоминался Варавва, «сын их учителя» (Hieron, Comm,
in Matth. 27.16-18). Ср. Мф.27.16-26; Мк. 15.7-15; Лука 23.18; Иоан.18.40.
Ср. Петр. 1.1-2]. 1129 [Η. Е. считала, что Евангелие евреев (евионитов) и Евангелие назореев, до¬
шедшие до нас в виде разрозненных цитат, - это остатки одного Евангелия, а
не двух или трех.] 1130 [Мф.12.10-13; Мк.3.1-5; Лука 6.6-10. Ср. Евангелие назореев (Hieron.,
Comm, in Matth. 12.13).] 1131 [См. Иоан. 18.15-17: «За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик;
ученик же сей был знаком перво священнику ивошелсИи-
сусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом дру¬
гой ученик, который был знаком перво священнику, вышел,
и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и
ты не из учеников ли этого человека? Он сказал: нет и т. д.» Об Иоанне, про¬
дающем первосвященникам рыбу, см. Е. Неппеске. New Testament Apocrypha.
Vol. I, p. 152; И. Свещицкая. Апокрифические Евангелия, с. 73.] 1132 [В сохранившемся отрывке Евангелия Петра не говорится о том, что волны
Иордана были объяты пламенем. Об этом говорит Юстин Мученик (Dialogus
cum Tryphone Judaeo, 88) и Епифаний (Adv. Haeres. 30.13), имея в виду Еван¬
гелие евионитов. - А. Г.] 1133 [Фома 10; Лука 12.49].