Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
258 цитаделью восстания. После гибели Менахема командиром сикариев и
комендантом Масады до 74 г. был Елеазар беи Иаир.1123 После всех провокаций и кровавых столкновений кануна восстания
Елеазар бен Анания, сын первосвященника Анании, возглавил «либе¬
рально-патриотическую» группировку умеренных, состоятельных и по¬
чтенных граждан (вместе с фарисеями), своего рода оппозицию храмо¬
вому священству по вопросу о жертвоприношениях за императора (за
«не-иудеев», согласно формулировке Иосифа Флавия), несомненно, с це¬
лью политического демарша, чтобы предотвратить взрыв восстания.
К ним примкнули различные группы, разнородные по составу и целям.
Затем сикарии под руководством Менахема взяли верхний город и фак¬
тически оказались единственной властью в Иерусалиме, последовала
вылазка разнородной толпы против них, Менахем был убит, его това¬
рищи, в том числе Елеазар бен Иаир, ушли в Масаду.1124 В Масаде найден кумранский календарь, исчисление времени по ка¬
лендарю Кумрана велось в официальных документах. В Кумране кален¬
дарь был основой эсхатологического плана Бога и на этом эсхатологи¬
ческом календаре строилась эсхатологическая доктрина, которая обос¬
новывала ведение борьбы за установление Царства Божьего на земле,
строительство эсхатологической общины и культа главы этой общины -
Учителя праведности - на всех этапах строительства этого культа,
вплоть до канонических Евангелий с их культом Спасителя, возникшим
на последнем этапе этой борьбы, [что примерно] соответствует терми¬
дору Французской революции. Поэтому находка в Масаде документов,
использующих кумранский календарь, исключает сомнения в том, что
сикарии принадлежали к кумранско-христианской организации.1125 [Апокрифические Евангелия] [Почти] все «эпизоды», встречающиеся в канонических Евангели¬
ях, и их символика, точнее, превращенные в притчи символы (тайная 1123 [Joseph., BJ 2.17.9]. 1124 [BJ 2.17.1-9]. 1125 [О находке в Масаде документа, использующего кумранский календарь]
см. Амусин. Кумранская община, [с. 132-133; см. Y. Yadin. The Excavation of
Masada. - IEJ. Vol. 15, No. 1-2,1965, c. 81,105-108; C. Roth. Qumran and Masada:
a final clarification regarding the Dead Sea sect. RQ. No. 17, 1964, c. 81-87].