Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
256 ужесточали репрессии, открыто провоцировали народ и готовили кро¬
вавую баню. Какой ответ могла дать община Иакова Праведного? Тот,
который давали в Посланиях 50-х годов? «День Господень придет, как
тать ночью»,1111 то есть неизвестно когда? «У Бога тысяча лет, как один
день»?1112 Все это совершенно не годилось. Движение нуждалось в пря¬
мом ответе на вопрос, когда [начнется вооруженное восстание]. Необ¬
ходимо было открыть срок, и не просто 490 лет, год жребия Мельхисе¬
дека и т. д. Нужен был конкретный срок, чтобы начать всеобщее воору¬
женное восстание. В то же время этот срок нужно было дать в закамуфлированной, но
понятной всем непосвященным форме, то есть в форме всем известно¬
го, привычного, открытого символа. Таким символом освобождения бы¬
ла Пасха исхода из Египта. Перенесение казни Христа на Пасху было
вместе с тем завершением культа воплощения. [За этим последовали]
казнь Иакова Праведного, Петра и Павла. [Реализация этого срока] - по¬
жар Рима и восстание 66 г. [Римская община] Прозелитизм в Риме начинается с 63 г. до н.э. За 100-120 лет Рим¬
ская община, наряду с Александрийской и Иерусалимской, стала важ¬
нейшим центром подготовки мировой революции. Изгнание иудеев из
Рима в 49 г.,1113 пожар Рима в 62 г.1114 показывают, что не позднее нача¬
ла 40-х годов был дан лозунг: «Да здравствует революция - Христос
воскрес». 1111 [2Петра3.10; 1Фес.5.2]. 1112 2Петра [3.8]; цитата из книги Юбилеев [4.30; Пс.90.5]. 1113 [Suet., Claud. 25.4]. [Тас., Ann. 15.38-44]. 1114