Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
250 ственна особая символика, метафоричность? Нет, Иисус Христос - «Аг¬
нец» и в Апокалипсисе Иоанна, книге принципиально отличной, если
не альтернативной IV Евангелию.1078 А вот у синоптиков Иисус Христос
тоже искупитель, тоже заклан, но «Агнцем Божьим» не назван. И, как
об этом говорилось выше, казнь его происходит не в день заклания пас¬
хального агнца (14 нисана), а 15 нисана, в самый день праздника Пас¬
хи. В Первом послании Павла к коринфянам он так и назван: «пасха на¬
ша, заклан за нас»,1079 то есть не за «грех мира», а за общину. И жертва
его не добровольна, и поэтому у синоптиков есть моление о чаше и день
его славы - не день казни, а день воскресения. И хотя казнь одна и та
же - распятие, в одном и том же месте, в одном и том же году, по приго¬
вору одного и того же лица - Пилата, но трактуется эта казнь различно
и поэтому совершается в разные дни: 14-го числа в IV Евангелии и
15-го - в синоптических Евангелиях, но оба эти числа названы одним и
тем же днем - пятницей. [Галилейская община, Иерусалимский центр, Павел] Галилейская община Евангелий - это зелотская община,1080 вступив¬
шая в союз, блок с общиной евионим, с Иерусалимским центром. Две
лодки1081 [символизируют у Матфея и Марка эти две общины]. Лодка
Симона и Андрея - [это зелотская Галилейская община, лодка] сынов
Зеведеевых - [это центральная Иерусалимская община]. Иисус ставит
Симона, сына Ионина, «Кифой» («Петром»), то есть главой Галилей¬
ской общины.1082 [Это назначение символизирует у] синоптиков образо¬ 1078 [В Откровении Иоанна «час славы Иисуса Христа» - это час окончатель¬
ного торжества Агнца над своими врагами: «достоин Агнец закланный принять
силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение...
Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во
веки веков» (Откр.5.12-13 и др.)] 1079 [См. 1 Кор.5.7]. 1080 [созданная Иудой Галилеянином]. Лозунг зелотов был: «нет власти аще не
от Бога». 1081 [Мф.4.18-22; Мк.1.16-20; Лука 5.1-11]. 1082 [Иоан. 1.42: «Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионии;
ты назовешься Кифа, что значит: ‘камень’»; ср. Мф. 16.17-19: «блажен ты, Си¬
мон, сын Ионин... и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Цер¬