Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
249 ли год (28 или 27) в предании. Ведь эти сведения сначала хранились
преданием, а потом только были записаны учениками и последователя¬
ми? Разве не так?1070 Может быть, этим следует объяснить такое расхо¬
ждение между IV Евангелием и синоптиками? Но это еще не все. По IV Евангелию Иисус Христос был предан на распятие около 6-го
часа1071 14 нисана, в пятницу, в 1-й день опресноков, в день и час, когда
закалывали пасхального агнца. А что это не случайное совпадение, вид¬
но из того, что миропомазание в IV Евангелии происходит за 6 дней до
пасхи - в день избрания пасхального агнца.1072 А что это не аллегория,
видно из того, что Иисус Христос, по свидетельству Иоанна Крестите¬
ля, - «Агнец Божий, который берет на себя грех мира».1073 Не грехи лю¬
дей, не грехи, имеющиеся в мире, как в Первом послании Иоанна,1074 а
грех мира, который воплощен в «древнем змии», отце лжи, князе ми¬
ра сего дьяволе.1075 И этот час казни (искупительной жертвы) есть «час
славы Иисуса Христа», «на сей час он и пришел»,1076 он - искупитель
[его статус в IV Евангелии отличается от статуса синоптиков]. Но, мо¬
жет быть, это точка зрения автора IV Евангелия, ведь известно, что
IV Евангелие считается «духовным» Евангелием,1077 то есть ему свой¬ 1070 [См. напр. Е. Неппеске. The History of the New Testament Canon. - New
Testament Apocrypha. Vol. I, pp. 29-30.] 1071 [Иоан.19.14]. 1072 [Иоан.12.1-3. Пасхального агнца выбирали 10 нисана, закалывали 14 ни¬
сана, праздник Пасхи был 15 нисана; см. Исх. 12.3-6,14-20; Лев.23.5-6; Числа
9.11-12; 28.16-17; Нав.5.10-11; Мек1тШакИсх.12 (Перферкович. Талмуд, т. 2,
с. 181-184); ср. mPesach.5.1 (там же, с. 219).] 1073 [Иоан.1.29]. 1074 [где сказано: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши,
но и за грехи всего мира» (1Иоан.2.2).] 1075 [См. Иоан.12.31; 16.11. Ср. Откр.12.9: «И низвержен был великий дракон,
древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную,
низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним»; ср. Откр.20.2-3.] 1076 [См. «пришел час прославиться Сыну Человеческому »(Иоан. 12.23) и «Ду¬
ша Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа се¬
го! Но на сей час Я и пришел» (Иоан. 12.27). Поэтому в Евангелии от Иоанна
нет моления о чаше.] 1077 [См. Климент Александрийский, «Очерки»: «Иоанн... видя, что те (синоп¬
тические - А. Г.) Евангелия возвещают земные дела Христа, написал, побуж¬
даемый учениками и вдохновленный Духом, Евангелие духовное» (Euseb., Hist.
Eccl. 6.14.7); ср. Epiph., Л civ. Haeres. 51.19.]