Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
241 ний и возражений не вызывало. Несомненно, что смерть Учителя была
искупительной жертвой. Но она была искупительной жертвой за yahad,
за «исполняющих закон»,1026 «многих» Послания к евреям1027 (та же
мысль в Евангелии от Марка1028), то есть за раббим или, точнее, за Цар¬
ство Божье.1029 По этому вопросу шла ожесточенная полемика, Павел до¬
казывал, прибегая к различным ухищрениям и поступая1030 «по обычаю
человеческому», что не за праведников, а за грешников умер Христос.1031
До войны вопрос оставался открытым. Судя по репликам во Втором по¬
слании Петра1032 и ожесточенным выпадам Павла1033 против высших нам, и в какой день мы увидим тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не
застыдитесь и возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно ма¬
лым детям, растопчете их, тогда увидите сына того, кто жив, и вы не будете
бояться». В рукописи Η. Е. ошибочно указано Евангелие Филиппа]. 1026 [См. lQpHab 8.1-3]. 1027 [«Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих,
во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасе¬
ние» (Евр.9.28). В рукописи ошибочно указано Послание Петра, у которого «и
праведник едва спасается» (1Петра 4.18).] 1028 [Мк. 10.45: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему слу¬
жили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»; см.
также Мф.20.28; 26.28; Мк.14.24; ср. Мф.27.52-53]. 1029 См. «дверь овцам» IV Евангелия [«Иисус сказал им: истинно, истинно го¬
ворю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть
воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною,
тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Иоан. 10.7-9).] 1030 [Это слово в рукописи неразборчиво.] 1031 Рим. [5.6-8 и др. См. прим. 961 на стр. 229.] 1032 [2Петра 2.21-22; 3.15-16]. 1033 [См. 1КЬр.9; 15.9-10: «Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин на¬
зываться Апостолом, потому' что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею
есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их
потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною». См. 2Кор.11.5-32:
«Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
хотя я и невежда в слове, но не в познании... Ибо таковые лжеапостолы, лука¬
вые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: пото¬
му что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если
и служители его принимают вид служителей правды; но юнец их будет по де¬
лам их. Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то
примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.