Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
229 жив будет»960 и «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками,
умер не за праведников, а за грешников»,961 «по милости»,962 «кого пред¬
узнал, того и спас».963 Может быть, в этом суть паулинизма, здесь он но¬
ватор, фактический создатель новой религии? Но после Кумрана мы зна¬
ем, что эта предестинация была фундаментом кумранской доктрины и
практики. Всем известна фраза Павла из Второго послания к фессалоникий-
цам: «Кто не работает, да не ест»,964 заимствованная им из Дидахе965 и
выражающая основной социально-организационный принцип Кумра¬
на и раннего христианства, не соблюдать который Павел не мог по усло¬
вию, так как входил в общину Иакова Праведного. Как раз те теорети¬
ческие положения и организационные принципы, авторство которых
приписывали Павлу, оказались ортодоксальными принципами той ор¬
ганизации, к которой Павел принадлежал. Может быть, за Павлом остается все-таки та честь, что он был не
только (посланным центром) апостолом язычников, но сбрасывал око¬
вы иудаизма и, таким образом, освобождал христианство от ветхого
Адама? Ведь не случайно послания Павла привез Маркион. Но стран¬
но, что Павел вошел в канон, а Маркиона исключили из организации,
вернув ему его богатый взнос.966 Так получилось потому, что Маркион 960 [Рим.1.17; Гал.3.11; Евр.10.38. Цитата из Авв.2.4; этим положением вос¬
пользовался в своей проповеди Лютер.] 961 [«Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер
за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, мо¬
жет быть, кто и решится умереть. Но Бог свою любовь к нам доказывает тем,
что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5.6-8). Ср.
1Тим.1.15 и др. Ср. Варн.4.12: «Господь пришел, чтобы призвать к покаянию
грешников, а не праведников».] 962 [Рим.4.4,16; ср. Рим.3.24 и др.] 963 [См. прим. 545 на стр. 138.] 964 [2Фес.3.10]. 965 [«Если же он (странник) хочет поселиться с вами, то, если он ремесленник,
пусть трудится и ест. А если он не знает ремесла, то вы по своему усмот¬
рению позаботьтесь так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. Если
не желает так поступать, он христопродавец (χριστέμπορός έστι), остерегай¬
тесь таких» (Дидахе 12.3-5).] 966 [Tert., Depraescr. haeret. 30. Iren., Adv. Haeres. 1.27.2; Epiph., Adv. Haeres.
42.2,4,9-12.]