Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
222 воплощения уже воскресшего Христа. А откуда известно, что этот культ
воплощения Христа уже был в начале 40-х годов? Из Посланий 40-х -
конца 50-х годов, где главный тезис - «Христос воскрес!» и идет поле¬
мика с теми, кто это отрицает.940 Значит, в уставе для новообращенных
в начале 40-х годов, когда приступили к организации опорных пунктов
в диаспоре, еще не могло быть культа воплощения, а должен был быть
ему предшествующий культ воскресения с евхаристией, где говорилось
о конце дней этого мира и приходе, «воскресении» Христа. Лозунг же
«Христос воскрес», данный в 30-е годы, был лозунгом всеобщего вос¬
стания. В период начала 40-х годов его пришлось временно снять,
изъять из массовой пропаганды, и он годился только как исходное по¬
ложение для конструирования культа воплощения, то есть как догмати¬
ческое, включенное в культ положение, на котором базировалась новая
стадия культа - культ воскресшего Христа. Совершенно очевидно, что
в этом своем качестве - ни как лозунг всеобщего восстания, ни как дог¬
матическое положение, служившее для реорганизации культа, - он не
мог войти в устав для новообращенных из язычников диаспоры. Следо¬
вательно, если датировка, основанная на «идоложертвенном», верна, то
в Дидахе и должен быть именно тот культ воскресения, который там 940 [«Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и те¬
перь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее вре¬
мя. Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши,
то остались бы с нами; но чрез то открылось, что не все наши... Кто лжец, как
не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это - антихрист, отвергающий
Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, отвергает и Отца; а исповедующий
Сына имеет и Отца и т. д.» (1Иоан.2.18-23). «Возлюбленные! не всякому духу
верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков
появилось в мире. Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует
Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не
исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух
антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь уже есть в мире и
т. д.» (1Иоан.4.1-3). «Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Ии¬
суса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и анти¬
христ» (2Иоан.1.7). Ср. «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из
мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если
нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес,
то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша и т. д.» (1Кор. 15.12-14) и др.]