Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
212 Во-первых, речь в Посланиях идет о том, что нужно ждать и гото¬
виться, нельзя самим начинать восстание, нужно ждать сигнала;874 во-
вторых, говорится о том, как готовить герим диаспоры, чтобы они стали
резервом революции, а не контрреволюции, это полемика Павла против
Петра и Иакова, проблема «веры и дел», то есть социальных принципов
организации; в-третьих, что означает воскресение Христа для герим?
Что оно им дает? Что надо им дать? Здесь началась разработка теорети¬
ческих положений применительно к культу [Учителя праведности, ко¬
торый теперь стал культом воскресшего Христа]. Петр говорил о «камне
краеугольном» и преображении.875 Иоанн говорил о формуле воплоще¬
ния.876 Павел говорил о евхаристии и формуле воплощения культа вос¬
кресения:877 «Христос умер за грешников».878 Все (кроме Иакова) гово- 874 См. Первое и Второе послания Петра [«Только бы не пострадал кто из вас,
как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Хри¬
стианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться
суду с дома Божия; если же прежде с вас начнется, то какой конец непокоряю-
щимся Евангелию Божию?» (Шетра 4.15-17) и др. «Не медлит Господь испол¬
нением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас,
не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день
Господень, как вор ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разго¬
ревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... Итак, возлюбленные,
ожидая сего, старайтесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в
мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюблен¬
ный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит
об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что
невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и
прочие Писания и т. д.» (2Петра 3.9-16) и др. Именно так следует понимать пре¬
словутое положение: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чти¬
те. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам не только добрым и крот¬
ким, но и суровым и т. д.» (1Петра 2.17-18). Эти Послания адресованы не зе¬
лотам, но общинам герим в диаспоре, в противном случае они не вошли бы в
канон; после понесенного поражения нужно было предотвратить заранее обре¬
ченные на неудачу разрозненные выступления. Вместо «кесаря» употреблен об¬
текаемый термин «царь» (βασιλεύς), под которым, при желании, можно пони¬
мать и «Сына Давидова».] 875 [1 Петра 2.4-10; 2Петра 1.16-18]. 876 [1Иоан.5.6-8]. 877 1Кор.[11.23-26]; Рим.1.3-[4]. [См. прим. 961 на стр. 229 ] 878