Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
210 няющие Закон (Завет) в доме Иехуды», согласно Марку и Матфею, Ии¬
сус «искупил многих» (то есть раббим). Это было проделано задолго до
того, как для eda был построен культ прихода Учителя-мессии и фор¬
мой этого культа стала мессианско-эсхатологическая трапеза текста
«Двух колонок» в честь встречи мессии Израиля. [Мидраш Мельхисе¬
дек был написан в] конце I в. до н.э. - начале I в. н.э.860 Когда эта тра¬
пеза вводилась в качестве формы мессианско-эсхатологического культа
прихода Учителя, Учитель уже имел статус мессии по чину Мельхисе¬
дека, трапезу строили на него, на его приход - «маран афа! - гряди, Гос¬
поди».861 Имя «Иисус» было скрытым, внутренним именем, предназна¬
ченным для yahad (и означало искупление862). Это скрытое имя не пере¬
водится на другие языки. В Дидахе это имя оказалось внесенным в
евхаристию, было открыто в евхаристии как культовое имя. Во всех вне-
евхаристийных частях Дидахе этого имени нет, есть «маран» (Κύριος -
«Господь»), Этим был выражен священный863 характер евхаристийной
трапезы, она рассматривалась как жертва общины. К трапезе допуска¬
лись все «омытые», и на евхаристийной трапезе в «Господний день Гос¬
пода» они были едины «в тленном, как в нетленном», [то есть были по¬
добны] yahad. Но об искупительной жертве в Дидахе нет речи. Искуп¬
ление им не давалось, им открывался путь, по которому они могли идти
к Царству Божьему. Они только становились на путь познания и един¬
ства («исполнения Завета»864), были причастны только к воскресению
(приходу) Господа, которым откроется суд Божий, но «не принесет вам
пользы все время вашей веры, если не станете совершенными (если не
станете yahad) в последний час».865 860 [См. И.Амусин. Тексты Кумрана, с. 287.] 861 [Дидахе 10.6]. 862 См. апокрифическое Евангелие от Филиппа [«Иисус - имя скрытое. Хри¬
стос - имя открытое. Поэтому Иисус не существует ни в одном языке, но его
имя - Иисус, как его называют. Христос же: его имя по-сирийски - мессия, а
по-гречески - Христос. Вообще все остальные обладают им, согласно языку ка-
ждого из них. Назареянин - это то, что открыто из того, что скрыто» (Фи. 19).
Ср. «Бог превознес его и дал Ему имя выше всякого имени, чтоб пред именем
Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и вся¬
кий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп.2.9-11).] 863 [Слово «священный» в рукописи зачеркнуто.] 864 [По терминологии Комментария к Хавагид^.] 865 [Дидахе 16.2].