Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
209 не за праведников, а за грешников,855 примирил, «разрушил преграду»,
сделал из двух (из «Израиля» и герим) - одно,856 «Один Господь, одна
вера».857 Но это не были ступени развития мессианско-эсхатологической
доктрины, это были ступени развития мессианско-эсхатологического
культа. На 1-й стадии (Дидахе) культ воскресения не включал в себя дог¬
мата искупительной жертвы. Искупительная жертва агнца и пастыря [в
Евангелии от Иоанна] - это функция мессии первосвященнического.
Учитель - мессия первосвященнический «по чину Мельхиседека». Это
результат второго этапа858 развития кумранской мессианско-эсхатологи¬
ческой доктрины после смерти Учителя праведности, зафиксированно¬
го в Мидраше Мельхиседека и соответственно в Дамасском документе,
где Учитель - мессия и для Аарона, и для Израиля - глава всей общины
Нового Завета. Там еще не было трактовки смерти Учителя как искупи¬
тельной жертвы, по Комментарию к Хаваккуку и другим Комментари¬
ям Учитель погиб за общину и «исполняющие Закон в доме Иехуды»
искуплены - «спасены из суда за их, а не Учителя, страдания и веру в
Учителя праведности»,859 но прерогативы Совета yahad уже перенесе¬
ны на Учителя. Следующим важнейшим положением этой доктрины
был статус мессии «по чину Мельхиседека». Только на основе статуса
мессии по чину Мельхиседека смерть Учителя была приравнена к ис¬
купительной жертве. Очевидно, что спасены из Суда Божьего «испол¬ хом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего»
(Тит.3.5-6) и др.] 855 [См. прим. 961 на стр. 229.] 856 [«Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли не-
обрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым
руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израиль¬
ского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожниками в
мире; а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кро-
вию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушив¬
ший стоявшую посредине преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон
заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового челове¬
ка, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста,
убив вражду на нем» (Еф.2.11-16).] 857 [Еф.4.5]. 858 [Очевидно, первый этап представлен ку иранскими комментариями и закон¬
чился с воцарением Ирода и эмиграцией общины «в страну Дамаска».] 859 [lQpHab 8.1-3].