Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
208 кам - спасение и жизнь вечную, причастность [к искупительной жерт¬
ве Иисуса Христа]; в-третьих, по Апокалипсису - мировую революцию
(также по Деяниям апостолов850 и всем документам, написанным до Ве¬
ликой Иудейской войны851). Разница между символикой евхаристии Дидахе и евхаристии Пер¬
вого послания к коринфянам отражает различные стадии развития. Ди¬
дахе написана до лозунга «Христос воскрес», Первое послание к корин¬
фянам - после. Следовательно, мы можем датировать Дидахе до 30-х го¬
дов I в. и. э.852 Когда воскресение Христа - начало суда Божьего - было
провозглашено, лозунг «да здравствует революция» дан, но не было яв¬
ления Христа,853 в культ воскресения было внесено положение о том, что
Иисус Христос искупил своею смертью всю общину. Герим («элли¬
нам») искупление дано даром, «по милости Божьей».854 Христос умер 850 [См. Деян.1.6-12: «они (апостолы), сошедшись, спрашивали Его (воскрес¬
шего Иисуса Христа), говоря: не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты
Царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки,
которые Отец положил в Своей власти; но вы примете силу, когда сойдет на вас
Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Сама¬
рии и даже до края земли. Сказав это, Он поднялся в глазах их, и облако взяло
Его из вида их. И... предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи
Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Это Иисус, вознесшийся от
вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая нахо¬
дится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути и т. д.»] 851 [Имеются в виду Протоевангелие Иакова, Послания (включая апокрифи¬
ческое Послание Варнавы), Пастырь Гермы, Дидахе и кумранские документы,
а также апокрифическое Евангелие Петра, которое было написано после Иу¬
дейской войны.] 852 [Когда был дан лозунг «Христос воскрес», послуживший сигналом к (не¬
удачному) восстанию] 853 [то есть восстание потерпело поражение. См. IKop.l.22-23:] «Ибо и иудеи
требуют чудес, и эллины (герим) ищут мудрости; [а мы проповедуем Христа
распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие...»]. 854 [«... ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией,
получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру и т. д.»
(Рим.3.22-25); «Он (Бог) спас нас не по делам праведности, которые бы мы со¬
творили, а по Своей милости, омытием возрождения и обновления Святым Ду¬