Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
207 виду].842 Это формула воплощения Послания к римлянам,843 формула
крещения Дидахе и Евангелия от Матфея: «Во имя Отца и Сына и Свя¬
того Духа»,844 формула преображения Второго послания Петра.845 А в
IV Евангелии он есть воплощение духа святыни и истины, использова¬
на формула Первого послания Иоанна «Отец, Слово и Дух Святой»:846
«И Слово стало плотью и обитало с нами полное благодати (духа свя¬
тыни) и истины [и мы видели славу Его, славу как единородного от От¬
ца]».847 Речь не идет о различном понимании Христа, речь идет о степе¬
ни раскрытия, то есть познания Христа на разных уровнях организа¬
ции. Для yahad, для «совершенных», в нем обитает вся полнота истины,
он - единородный сын Божий.848 Для eda, для «малых сих» достаточно
знать, что он «сын Бога возлюбленный, в котором мое (Бога) благоволе¬
ние. Его слушайте»,849 центр тяжести лежит не в познании Христа, а в
причастности к Христу, в спасении и жизни вечной. Таким образом, в каноне Нового Завета представлены три решения
вопроса, что означает явление Христа. Во-первых, по IV Евангелию оно
означает воплощение духа святыни и истины; во-вторых, по синопти- 842 [Мф. 1.1-17; Лука 3.23-38 (где в конце добавлен «сын Божий»), Давид (со
своей официальной родословной), Зоровавель, сын Салафииля, начавший строи¬
тельство Второго храма, и Иосиф, муж Марии, - единственные точки сопри¬
косновения этих родословных, во всем расходящихся между собой. Утверждая
догмат непорочного зачатия, оба родословия сняли статус «сына Давидова», по¬
строив родословие не на Марию, но на ее мужа Иосифа. Ср. «занимались бас¬
нями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, не¬
жели Божие назидание в вере» (1Тим.1.4); «глупых же состязаний и родосло¬
вий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Ере¬
тика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой раз¬
вратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3.9-11).] 843 Рим. 1.3—[4]. 844 [Дидахе 7.1,3; Мф.28.19]. 845 [«Он принял от Бога Отца честь и славу, корца от величайшей славы при¬
несся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое бла¬
говоление. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на
святой горе» (2Петра 1.17-18).] 846 [1Иоан.5.7]. 847 [Иоан.1.14]. 848 [1Иоан.4.9; Иоан.1.14]. [Мф.17.5]. 849