Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
206 в него yahad [т. е. делает верующих в него совершенными и достойными
Царства Божьего] своей искупительной жертвой за yahad.837 Хлеб - сим¬
вол истины. Все вместе - воплощение духа святыни и истины.838 В ев-
харистийную трапезу Дидахе была введена другая форма воплоще¬
ния839 - та «твердая пища», которую не давали герим. IV Евангелие име¬
ло целью показать, что значит явление Христа - это есть раскрытие
всей полноты истины и духа святыни. Здесь два аспекта: во-первых, яв¬
ление есть реализация евхаристии Дидахе; во-вторых, явление есть во¬
площение. Во-первых, Христос пришел, воскрес, ожидаемое осущест¬
вилось. Во-вторых, что это значит? Что значит «Христос»? Ответом на
второй вопрос служат завещания Иисуса Христа у синоптиков и в
IV Евангелии, они соответствуют двум различным формулам вопло¬
щения. [Что явление Христа есть реализация евхаристии Дидахе, за¬
ложено в самой] структуре Евангелий. Формула воплощения отвечает
на вопрос, кто он? Эта формула раскрыта синоптиками в преображе¬
нии,840 крещении841 и родословии [Христа, которое восходит к царю Да- ср. Лука 3.16); ср. нисхождение Св. Духа на апостолов (Деян.1.5; 2.2-4). Два
крещения в канонических Евангелиях - свидетельство раскола в общине. Пер¬
вое крещение - омовение водой - было вступительным обрядом, который про¬
шли все, но крещеные не принадлежали больше к одной общине, и нужно было
как-то отделить себя от отколовшейся группировки. Второе крещение в Еван¬
гелиях получили лишь три общины (изображенные в виде «трех Марий») у кре¬
ста распятия (см. Мф.27.56; Мк. 15.40-41; Иоан. 19.25; Лука в своем Евангелии
старается не касаться этой скользкой темы).] 837 См. завещание Иисуса Христа на тайной вечере в IV Евангелии [«да будут
все едино (yahad): как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас
едино и т. д.» (Иоан. 17.20-26). Ср. «Заповедь новую даю вам, да любите друг
друга: как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что
вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13.34-35);
ср. Иоан.15.12-17.В тексте Нового Завета «любовь» (αγάπη) -греческая калька
еврейского yahad.] 838 [В Евангелии от Иоанна статус Иисуса Христа раскрыт как статус Мельхи¬
седека. Тем самым перенесение на него прав и функций Совета ку иранской об¬
щины завершено.] 839 См. Первое послание Иоанна и апокриф Фомы [где Иисус - воплощенное
Слово Божье]. 840 [Мф.17.5; Мк.9.7]. [Мф.3.17; Мк.1.11; Лука 3.22]. 841