Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
197 *** Учитель праведности Дамасского документа относится к новозавет¬
ному Иисусу Христу, как гусеница к бабочке, и в период от Дамасского
документа до формирования новозаветного канона шел метаморфоз,
процесс совмещения функций обоих кумранских мессий; чтобы гусе¬
ница стала бабочкой, нужна была промежуточная стадия [куколки], роль
кокона сыграл религиозный культ [мессии Израиля]. Воскресение Хри¬
ста было выходом из кокона взрослой бабочки, затем Царство Божье бы¬
ло перенесено с земли на небо. [... ] Земля обетованная подобна Царству Божьему на земле, Иисус На¬
вин, вождь, ведущий Израиль в землю обетованную, подобен Учителю-
марану (Господу), открывшему путь в Царство Божье и ведущему в это
царство свою общину. Поэтому святой виноград Давида, отрока Божьего, открыт через Ии¬
суса, отрока Божьего. Замечательно, что и к Иисусу, и к Давиду приме¬
нен один и тот же термин «отрок» (παΐς), но не сын Божий. Иисус от¬
кроется сыном Божьим (Христом) через воскресение из мертвых,800 а
здесь, в евхаристии Дидахе, он еще не воскрес. Давид тоже не сын Бо¬
жий, не мессия, а отрок Бога. И только в момент воскресения маран (Гос¬
подь) открывается [в тексте Дидахе] Христом и приходит в статусе Хри¬
ста - сына Давидова, сына Божьего: «Да придет благодать, да прейдет
мир сей. Осанна сыну Давидову. Маран-афа!»801 - говоря по-русски,
«долой самодержавие и да здравствует мировая революция!» Таким образом, получается, что через мессианский статус сына Да¬
видова в евхаристийной трапезе встречи мессии Израиля текста «Двух
колонок» Учитель (маран) уподобляется Иисусу Навину, вождю Израи¬
ля на пути в землю обетованную. И в имени «Иисус» Учитель функцио¬
нально смыкается с Иисусом Навином: он вождь, ведущий Израиль в
землю обетованную, Царство Божье на земле, в соответствии с планом
Бога, открытым ему, как когда-то Иисусу Навину. Итак, право на это имя
он получает не как Учитель, и даже не как глава общины Израиля. Культ
единства общины и ее главы в Благодарственных Гимнах был первой 800 См. Рим.1.3-[4] и др. [Дидахе 10.6]. 801