Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
196 ре. Культ дал знамя (и знамение) «Христос - воскрес!» Культ обеспечил
и сохранение организации после поражения революции. И культ обес¬
печил превращение массового революционного движения в новую ре¬
лигию, которая стала решающим фактором мирового развития [ . . .] . От
Кумрана до новозаветных Посланий, в течение всего периода формиро¬
вания культа и догматики руководители общины проводили линию по¬
следовательного и поэтапного раскрытия революционного учения но¬
вообращенным и членам eda. Это хорошо видно по Дидахе, план этого
документа следующий: 1. Излагается учение о двух духах Устава yahad в форме учения о
двух путях, в такой форме новообращенные могли принять это учение. 2. Крещение и евхаристия воспроизводят это учение в культово-ри¬
туальной форме. Что дает Иисус? «Познание, веру и жизнь вечную».796
Что получает (принимает) община? Единство.797 3. Что будет с Иисусом? Он станет Христом. Что будет с общиной?
Община станет Царством Божьим. 4. И в заключение (гл. XVI) - снова учение, говорится о том, как нач¬
нется Суд Божий, говорится о конце мира и приходе Христа. Молитва «Отче наш» воспроизводит всю символику Дидахе в сжа¬
том виде: «Отец, сущий на небесах! [Да святится имя Твое. Да приидет
Царствие Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе]. Дай нам хлеб
наш (то есть единство и познание, веру и бессмертие) и т. д.»798 Можно, конечно, сказать, что в Дидахе культ посредника между Бо¬
гом и общиной (так полагают некоторые исследователи799). Но этот «по¬
средник» обладает всеми функциями yahad, и учение, которое он как по¬
средник дает общине, есть популярное, приспособленное для потребле¬
ния учение кумранского Устава. Это главный итог развития (лучше
сказать: построения) культа в той форме, в какой он дан в Дидахе. Культ
не развивался, его строили, исходя из того, что это единственное сред¬
ство внесения революционной идеологии в обыденное сознание. Все
предпосылки культа были, но в культовой форме, через культовую фор¬
му вносили антикультовое содержание. 796 [Дидахе 10.2]. 797 [См. Дидахе 4.8]. 798 [Дидахе 8.2]. 799 [Виппер. Рим и раннее христианство, с. 118.]