Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
193 ляция, заплата Никейского символа веры [наложенная на текст Дида-
хе]. В принципе, разумеется, подобная интерполяция вполне вероятна.
Правда странно, что интерполятор не тронул евхаристийных формул
Дидахе и ограничился «наложением заплат» только на формулу омове¬
ния. Некоторые исследователи785 отвергают интерполяцию, но рассмат¬
ривают наличие формулы троицы как показатель того, что Дидахе - до¬
кумент, отражающий особое направление в христианстве. Однако если в Дидахе «архиереи», «епископы», «Господь (Κύριος)»,
учение о двух путях жизни - перевод кумранских терминов и перевод
учения о двух духах Устава yahad, а сама форма мессианско-эсхатоло¬
гического культа - кумранского происхождения и Иисус Христос - ри¬
туально оформленный (через форму культа мессии Израиля текста
«Двух колонок») Учитель праведности Дамасского документа и т. д., то
нельзя ли найти в Кумране параллель омовению, данному в виде фор¬
мулы троицы «во имя Отца и Сына и Святого Духа»? В евхаристии Ди¬
дахе мы видим именно эту троицу: Бога-отца («Отче наш»), Иисуса,
«служителя Бога» - посредника в святом, через которого даны святые
сакральные символы, - и Давида, «служителя Бога», который по тексту
«Двух колонок» - мессия царский и сын Божий,786 а по фрагменту Ал¬
легро787 - сын Божий и сын Давидов. Переведем нашу евхаристийную
троицу на кумранский язык, получим: во имя Бога (Отца), мессии пер¬
восвященнического (Аарона) и мессии царского (Израиля). Но в Уставе
yahad статус мессии Аарона выше статуса мессии Израиля. В евхари¬
стии Дидахе тоже Давида как мессии нет, есть только символ и «святой
виноград Давида», открытый Иисусом. Не противоречит ли это наше¬
му построению? Нет. В эсхатологической формуле третьей евхаристии
Дидахе «Да прейдет мир сей. Осанна Богу (то есть Богу-отцу) Давидо¬
ву... Маран афа!»788 последовательность совпадает с последовательно¬
стью евхаристии (и 2-й эсхатологической фазы): конец дней - эсхато¬
логический символ - чаша, «святой виноград Давида», - «осанна Богу 785 См. Ленцман. [Происхождение христианства, с. 165,168]. 786 [Это следует из слов IQ Sa 2.11-12: «если породит (Бог) мессию».] 787 [4Q Flor 1.10-13]. 788 [Дидахе 10.6. Первый издатель Дидахе митр. Филофей Вриенний заменил
слово θεός («Бог») на υίός («Сын»), реконструировав текст согласно Мф.21.9,15.
Адольф Гарнак удержал чтение «Богу Давидову».]