Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
188 деляется известная близость трапезы текста «Двух колонок» с трапезой
Исайи. Сопоставим трапезу текста «Двух колонок» с трапезой раббим
Устава yahad [... ] ,756 Как обряд предвосхищения конца дней и прихода мессии Израиля
(сына Давидова, сына Божьего), то есть как форма мессианско-эсхато¬
логического культа мессии Израиля, трапеза была введена в ритуаль¬
ную практику всей eda. Трапеза Дидахе построена по плану ритуальной
трапезы мессии Израиля текста «Двух колонок». Дидахе лежит в точке
пересечения путей от Кумрана к канону. Форма мессианско-эсхатологи¬
ческого культа мессии Израиля (текста «Двух колонок») вместе с Учи¬
телем праведности Дамасского документа дали Христа Дидахе. [Символика евхаристии Нового Завета] Виноградное вино не только сохранило свое значение [в ГУ Еванге¬
лии], это значение подчеркнуто дважды: в первый раз Иисус провоз¬
глашает себя Сыном Божьим через символ виноградной лозы: «Я есмь
истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь»,757 то есть ви¬
ноградная лоза - синоним Сына Божьего, и второй раз, когда Иисус со¬
вершает второй акт758 тайной вечери: он преломляет хлеб, кусок хлеба
обмакивает в вино и дает его Иуде Искариоту, «и после сего куска во¬
шел в него (Иуду) сатана».759 Иуда берет кусок, но не съедает и уходит
предавать Иисуса. В комплексе Иуды-предателя важны три момента: во-
первых, Иуда - казначей общины760 (то есть mevaqqer или дьякон Дида¬
хе); во-вторых, конфликт между Иисусом и Иудой возникает в момент
миропомазания, когда Иуда выступает защитником интересов общины
против возвеличивания Иисуса, который противопоставляет себя об- 756 [В рукописи пропуск, дальше не вполне разборчиво.] 757 [Иоан.]15.1. 758 [На тайной вечере Иисус совершает в IV Евангелии три действия: во-пер¬
вых, омывает ноги ученикам (Иоан. 13.4-12); во-вторых, обмакивает кусок хлеба
в блюдо (не сказано, что с вином) и подает его Иуде Симонову Искариоту
(Иоан. 13.21-30); в-третьих, выходит с учениками «в сад за потоком Кедрон»
(Иоан. 18.1).] 759 [Иоан. 13.27]. [Иоан. 13.29]. 760