Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
181 сов коллектива над личными частнособственническими интересами и
эгоизмом. Трапеза - «святыня», к ней допускаются только ритуально
чистые, прошедшие через омовение (крещение), так сказать, зафикси¬
ровавшие этим актом свою нравственную чистоту. «И о том сказал Гос¬
подь: не давайте святыни псам».727 Ритуальный характер трапезы под¬
черкнут и обоснован ссылкой на пророка Малахию: «На всяком месте и
во всякое время [должно приносить Мне жертву чистую, потому что Я
Царь великий и имя Мое чудно в народах]».728 Итак, трапеза в Дидахе -
эквивалент жертвоприношения, где в жертву приносятся дары духов¬
ные и дары материальные - то есть жертвоприношение общины и, та¬
ким образом, религиозный акт, выражающий единство членов общины,
единство в нетленном: «если вы едины в нетленном, то сколько же более
в тленном».729 Трапеза Дидахе выражает высшую степень подготовлен¬
ности к приходу мессии: «кто свят, да приступает, кто нет - пусть пока¬
ется».730 Но в отличие от трапезы раббим Устава yahad, к ней допуска¬
лись не только «святые» («совершенные», имущество которых было
обобществлено), но все омытые, то есть крещенные, все члены общины
на уровне «eda». Рассмотрим символику евхаристийной трапезы Дидахе. Формула хлеба («хлеб ломимый») раскрыта в двух значениях.
Первое значение, где хлеб символизирует познание и жизнь, следует из
текста: «О хлебе ломимом. Благодарим Тебя, Отче наш, за познание и
жизнь, которые Ты открыл нам через Иисуса, слугу Твоего, и Тебе сла¬
ва во веки».731 Второе значение, где хлеб символизирует единство732 со¬
бранной в Царстве Божьем на земле общины, следует из второй части
2-й евхаристии: «как сей преломленный хлеб был рассеян по холмам, 727 [Дидахе 9.5] это положение пересказано в Евангелии от Матфея [«Не да¬
вайте святыни псам и не мечите жемчуга вашего перед свиньями и т. д.»
(Мф.7.6), где «святыня» означает «тело Христово», а «псами» названы языч¬
ники; ср. Мф. 15.26; Мк.7.27: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам».] 728 [Дидахе 14.3; ср. Мал. 1.11,14]. 729 [Дидахе 4.8]. 730 [Дидахе 10.6]. 731 [Дидахе 9.3]. 732 О том, что хлеб символизировал единство общины, см. Виппер. [Возник¬
новение христианской литературы, ср. с. 69 и 82]; Ленцман. [Происхождение
христианства, с. \65\,Амусин. [Кумранская община, с. 212]; Робертсон. [Про¬
исхождение христианства, с. 196].