Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
179 Из сказанного можно сделать такое заключение: [... ] в Дидахе культ
Иисуса, «служителя Бога» и «Христа», - это культ божественного по¬
средника, Учителя праведности [Дамасского документа], ставший куль¬
том воскресения первосвященнического мессии. Дидахе - первый из известных нам документов, где трапеза текста
«Двух колонок» в честь прихода мессии eda, то есть мессии Израиля,
дана на Учителя праведности, «Господа», получившего в евхаристии
имя «Иисус» и ранг Иисуса Христа, отпрыска Давида, то есть мессиан¬
ский статус Сына Давидова - Сына Божьего. Дидахе делится на две части: изложение учения («евангелия») и вос¬
произведение мессианско-эсхатологической доктрины в ритуале евха¬
ристии и омовения. В соответствии с назначением документа в нем вовсе не изложены
теоретические вопросы (за исключением описания грядущего суда Божь¬
его). Вся богословская доктрина, то есть мессианско-эсхатологическая
концепция, воспроизведена в культе, оформлена и выражена в симво¬
лах и молитвах, которые в значительной степени эту символику раскры¬
вают.716 Трапеза Что представляет собой евхаристийная трапеза Дидахе? Порядок ее
следующий: члены общины собирались на коллективную евхаристий-
ную трапезу еженедельно, по определенным дням, в первый день после
субботы, первый день недели, то есть в будущее «воскресенье».717 Руко¬
водили трапезой пророки-архиереи, «в духе» им разрешалось назначать
трапезу и в другие дни, помимо определенных, «по изволению»,718 од¬ 716 Ср. «молоко и твердую пищу» Павла [1Кор.3.1-2; Евр.5.13-14], то же у Пет¬
ра [Шетра 2.2]. 717 [Дидахе 14.1]. 718 [Дидахе 10.7]; «в духе сказал быть трапезе» [Дидахе 11.9] - это ссылка на
пророка Малахию: «во всякое время» [Дидахе 14.3; ср. Мал. 1.11].