Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
170 признаку - нет тезиса «последние времена наступили, Христос вос¬
крес», оказывается наиболее близкой к эсхатологии Дамасского доку¬
мента. Еще более примечательно другое: в Дамасском документе и Ди-
дахе совпадает форма и момент прихода (воскресения) будущего мессии. *** Само учение Дидахе о двух путях жизни названо «учением Госпо¬
да» и «евангелием Господа», «игом Господним». Это учение изложено с
незначительными отклонениями в Нагорной проповеди Иисуса Хри¬
ста.678 Однако «Иисус» Дидахе и терминологически, и догматически
принципиально отличается от новозаветного Иисуса Христа, а «учение
о двух путях жизни» Дидахе (как установлено Миликом679) представля¬
ет собой перевод учения о двух духах Устава yahad. Таким образом, уже
терминологическими различиями определены проблемы культа Иисуса
(Иисуса Христа), то есть происхождения и характера мессианской док¬
трины Дидахе. Иисус Дидахе - παΐς, «служитель Бога» (в переводе
Л. И. Толстого - «отрок Божий»680). Ни как Иисус, ни как Христос он ни
Сыном Божьим, ни Сыном Давидовым не назван. Иисус и Давид даны
в одинаковом звании «служителей Божьих» и между ними в тексте Ди¬
дахе нет иной связи, кроме той, что «святой виноград Давида, служите¬
ля Бога», открыт «через Иисуса, служителя Бога». Сами имена «Иисус»
и «Давид» даны только в евхаристии и только применительно к сакраль¬
ным символам евхаристийной трапезы. В 1-й евхаристии в ритуальной формуле чаши (виноградного вина)
даны оба имени: «Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Да¬
вида, служителя Твоего, который Ты открыл нам через Иисуса, служи¬
теля Твоего».681 Во 2-й евхаристии в ритуальной формуле «хлеба ломи-
мого» дано одно имя «Иисус», Давида нет. Сама формула делится на две
части, в первой половине: «Благодарим тебя, Отче наш, за жизнь и по¬
знание, которое ты открыл нам через Иисуса, служителя Твоего. Тебе
(Богу) слава во веки»682 - дано первое значение «хлеба», хлеб символи- 678 Мф.6. 679 [См. прим. 503 на стр. 122.] 680 [Л. Н. Толстой. Учение двенадцати апостолов. -ПСС, т. 25. М, 1937, с. 421.] 681 Дидахе 9.2. 682 Дидахе 9.3.