Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
17 100 лет [после гибели Учителя праведности].34 Но во время Христа
кумранский революционный центр действовал? Да. Следовательно, тре¬
буется лингвистический анализ, изучение кумранских текстов, изучение
различий между христианством и Кумраном. На этой стадии находится
работа в настоящее время.35 [Развивались ли две общины] параллельно
и взаимно влияли друг на друга? Отпочковалась [ли одна из них от дру¬
гой? Может быть, обе организации] выделились из общего движения?
К сожалению, в Советском Союзе кроме работ Амусина и Елизаровой
по Кумрану и Трофимовой по гностицизму36 серьезных исследований
нет. О христианстве вообще ничего нет, если не считать ряда популяр¬
ных брошюр крайне схематического характера.37 Что самое интересное и важное в Кумране? Доктрина революцион¬
ного преобразования мира [ . . .] . Из срока в срок, установленный Богом,
по мере роста и упрочения духа святыни идет процесс, в котором дейст¬
вия людей не менее важны, чем установленные в божественном плане 34 [«... сразу после появления в 1950 г. публикации Комментария на кн. Хавак-
кука... А. Дюпон-Соммер был поражен сходством между упоминаемым в Ком¬
ментарии куиранским Учителем праведности и Иисусом Христом, который ‘почти
до галлюцинации’ напоминает Учителя... По мнению Джона Аллегро, Кумран
был ессейской колонией, где протекала деятельность Иоанна Крестителя и воз¬
никло христианство... Аналогичного взгляда придерживается и А. Дэвис. Кум-
ранская община была, по его мнению, той средой, в которой должно было воз¬
никнуть христианство... Некоторые ученые прямо отождествляют ессеев и кум¬
ран иго в с христианами... Подобные воззрения вызвали резкие возражения со
стороны ряда теологов...»] ИАмусин. [Кумранская община, с. 202-203]. 35 [И все еще находится сейчас, спустя 35 лет. Издатель «The Qumran
Chronicle» д-р Капера писал о кумрановедах в 1990 году: «It is unfortunate that
the first generation will practically be gone by the turn of century, the second are
totally frustrated and the third lack necessary preparation, equipment and tools»
(QCh. No. 1, August 1990, p. 41). - А.Г.] 36 [См. список литературы ] 37 [В библиотеке Н. Е. были следующие книжки и брошюры: Н. И. Голубцова.
У истоков христианской церкви. М., 1967; С. И. Ковалев. Миф об Иисусе Хри¬
сте. Л., 1954; его же. Основные вопросы происхождения христианства. М.-Л.,
1964; С. И. Ковалев, Μ. М. Кубланов. Находки в Иудейской пустыне. (Открытия
в районе Мертвого моря и вопросы происхождения христианства). М., 1960;
М.М. Кубланов. Новый Завет. Поиски и находки. М., 1968; И.С.Свещицкая.
Запрещенные евангелия. М., 1969; ее же. От общины к церкви. М., 1985 и др ]