Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
167 «вера» не критерий, а компонент совершенства (праведности), то есть
компонент комплекса спасения. Примечательно, что в Дидахе нет пау-
линистского приоритета «веры» перед «делами», нет и той трактовки,
которая дана в Комментарии к Хаваккуку, где вера в Учителя - залог
спасения от Божьего суда.664 Прозелитов торопят и обнадеживают: «светильники ваши да не бу¬
дут погашены, и чресла не перепоясаны, но будьте готовыми, ибо вы
не знаете часа, в который Господь ваш придет».665 Эта формула при¬
меняется в Новом Завете, но в противоположном смысле - там Хри¬
стос уже воскрес. Отсюда следует, что [согласно Дидахе] последний
час может настать внезапно, в любую минуту, то есть при жизни дан¬
ного поколения. *** Община Дидахе названа «общиной Бога».666 Совершенно ясно, что
имеется в виду вся община в целом. Термина «избранники Бога»667 (как
и термина «истинный Израиль»), применявшегося в Кумране и в ново¬
заветном каноне, в Дидахе нет. По-видимому, проблема избранничест¬
ва («избранного народа») обходится в Дидахе так же, как и другие про¬
блемные вопросы организации и тактики. Определяющим и господ¬
ствующим принципом Дидахе является религиозно-этический принцип.
Все социальные, религиозно-этнические и другие различия нивелиро¬
ваны, и эта нивелировка обоснована: «Он (то есть Господь-Κύριος) при¬
шел призвать, не по лицу судя, но тех, кого уготовал дух».668 Это еще не
новая трактовка избранничества («избранного народа», «нового наро¬
да», «христиане - избранный народ»669), но это необходимая предпосыл¬
ка такой трактовки. 664 [lQpHab 8.1-3]. 665 [Дидахе 16.1; ср. Мф.24.42-44; 25.13; Мк.13.35-37; Лука 12.35-40]. 666 [Дидахе 9.4; 10.5]. 667 [См. прим. 236 на стр. 64.] 668 [Дидахе 4.10]. 669 [См. Шетра 2.9-10: «Но вы - род избранный, царственное священство, на¬
род святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего
вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; неко¬
гда непомилованные, а ныне помилованы»]. См. «новый народ» (Павел) [«на¬
род особенный» (Тит.2.14); ср. Гал.3.28-29: «еслиже вы-Христовы, то вы се¬