Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
163 легорией процесса собирания общины является постройка башни, осно¬
ванием которой служит камень краеугольный - пастырь. В Дидахе, как
видно из текста 2-й евхаристии (второй половины формулы «хлеба пе¬
ченого и ломимого»), хлеб, рассеянный по холмам, собирается вместе и
становится единым, собирание общины представляет собой процесс,
символическое оформление которого аналогично новозаветному кано¬
ну.654 В этом аспекте, следовательно, Иисус Христос в Дидахе обладает
одним из определяющих мессианских признаков канонического Иису¬
са Христа, и при том в значении, более всего близком к паулинистской
трактовке: «община - тело Христово и Христос - ее глава».655 Осталь¬
ных мессианских атрибутов паулинистского Христа у Иисуса в Ди¬
дахе нет. [Как уже говорилось], в каноне, в системе доказательств «Иисус есть
Христос», одним из наиболее веских аргументов служит положение:
«Иисус Христос - сын Давидов». «Но Господь наш воссиял из колена
Иуды».656 По фрагменту Аллегро657 звание «сын Давидов» («отпрыск Да¬
вида») - атрибут мессии Израиля, царского мессии Кумрана. Иисус Хри¬
стос в Дидахе не сын Давида, не царь Израиля, он не имеет ни родо¬
словной, ни прав, ни функций мессии Израиля. Он получает статус мес¬
сии (Христа) без тех мессианских атрибутов канонического Христа,
которые сводятся к атрибутам кумранского мессии Израиля. Применяя
кумранскую терминологию, можно, следовательно, сказать, что Иисус
Христос в Дидахе назван мессией только в значении мессии первосвя¬
щеннического. Это обстоятельство тем более важно, что в Дидахе наря¬
ду с именем Иисуса, «служителя Бога», в евхаристии в том же звании
упомянут и Давид, «служитель Бога», но не мессия, не Сын Давидов.
Хотя и Иисус, и Давид имеют одинаковые звания «служителей Божь¬
их», степень мессии получает только один служитель - Иисус, и полу¬
чает его в значении собирателя и главы общины - царства Божьего на 654 И, соответственно тому, как происходит и завершается процесс собирания
общины, сам божественный посредник из служителя Бога становится Иисусом
Христом - получает статус мессии [то есть преображается]. 655 [«Он есть глава тела Церкви» (Кол.1.18); «(Бог) поставил Его... главою
Церкви, которая есть тело Его...» (Еф. 1.22-23); ср. Еф.4.15-16 и др. Послания
Павла отражают современную ему догматику общины евионим.] 656 Евр.[7.14]. [См. прим. 366 на стр. 92]. 657