Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
158 ριος).625 Термин Κύριος употреблен и в Дидахе во внеевхаристийной
части документа. Иисус626 Когда говорят о культе божественного посредника в Дидахе, имеют
в виду культ Иисуса, «служителя Бога». Одной из наиболее примеча¬
тельных особенностей Дидахе является то обстоятельство, что имя бо¬
жественного посредника «Иисус» дано только в евхаристии (гл. ΙΧ-Χ).
В I и III частях Дидахе божественный посредник и будущий мессия бе¬
зымянен. Нетрудно заметить тождество терминов «Иисус, служитель Бо¬
га» и «Господь» (Κύριος - «маран») I и III частей Дидахе. Через «Иису¬
са, служителя Бога» по тексту евхаристии открыты: во-первых, «жизнь
и познание»,627 во-вторых, «познание, вера и бессмертие».628 Таким об¬
разом, через Иисуса, «служителя Бога», по тексту 2-й и 3-й евхаристии
открыто как раз то, что по I и III частям Дидахе, где имени Иисуса нет
(и вообще никаких имен нет), открыл безымянный Κύριος («маран») в
обоих своих значениях: «познание и веру» - как учитель, и «жизнь веч¬
ную» - бессмертие - как будущий мессия. В первом значении, как по¬
средник в «пути жизни», Κύριος соответствует «Иисусу, служителю Бо¬
га» 2-й евхаристии (гл. IX, 3); и во втором значении - как посредник в
бессмертии (поскольку его приход в воскресение праведников влечет за
собой их бессмертие, «жизнь вечную») - Κύριος (гл. XVI, 6-7) соответ¬
ствует «Иисусу, служителю Бога» 3-й евхаристии (гл. X, 1). О воскресе¬
нии Иисуса, «служителя Бога», не сказано ничего, и тем не менее во
2-й евхаристии [...] Иисус назван Христом. Термин «мессия» (Христос) к Господу не применяется, он применен
в Дидахе единственный раз в сочетании с именем «Иисус» во второй
половине 2-й евхаристии. Применимость термина «Христос» к божест¬
венному посреднику Дидахе до последнего времени оспаривалась. Од¬
нако правомерность применения этого термина очевидно следует, во-
первых, из тождества терминов Κύριος («маран») и «Иисус, служитель 625 [См. прим. 365 на стр. 91-92]. 626 [На обложке общей тетради надпись: «Тетрадь 1».] 627 2-я евхаристия, [Дидахе] 9.3. 628 3-я евхаристия, Дидахе 10.[2].