Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
157 и ее собирателя в Царстве Божьем является мессианской функцией.
В Кумране это функция мессии первосвященнического, по Дамасскому
документу - мессианская функция Учителя праведности. В новозавет¬
ном каноне Иисус Христос - глава общины (община - тело Христово и
Христос его глава622). [... ] И высший первосвященник Послания к евре¬
ям, и «пастырь добрый» IV Евангелия и Апокалипсиса623 облечен в пер¬
восвященническую одежду и эквивалентен «храму». Из сказанного сле¬
дует, что Иисус Христос не имел в Дидахе тех атрибутов евангельского
Иисуса Христа, которые относятся к атрибутам царского мессии Кум-
рана, и вместе с тем обладал мессианской функцией общей для канони¬
ческого Христа и кумранского мессии первосвященнического (насколь¬
ко - будет видно из дальнейшего). Иными словами, одинаковые в Ди¬
дахе и новозаветном каноне мессианские термины обозначают различные
мессианские комплексы и функционально неравнозначны. Термины «Иисус», «Иисус Христос» (и «Давид»), общеупотреби¬
тельные в каноне, в Дидахе даны только в евхаристии. Особое значение
при этом приобретает тот факт, что эти термины входят в качестве ком¬
понентов в сакральные евхаристийные формулы «чаши» («винограда
Давида») и «хлеба ломимого». Примечательно, что в формулу «чаши»
входят термины «Иисус, слуга Божий» и «Давид, слуга Божий»; в фор¬
мулу хлеба - «Иисус, слуга Божий» и «Иисус Христос» .624 Не исключе¬
но, что термины «Иисус» и «Иисус Христос» имели такое же культовое
назначение, как термин «Давид», через который раскрыта символика
«чаши» - «святого винограда Давида». Во всяком случае тот факт, что
термины, общеупотребительные в каноне, в Дидахе заключены в рамки
ритуальных формул евхаристийной трапезы, дает основание для заклю¬
чения, что применение и назначение этих терминов в Дидахе и новоза¬
ветном каноне различно. Характерно также, что в таком раннехристи¬
анском апокрифе как Пастырь Гермы нет евхаристийной трапезы (нет
упоминания о ней) и божественный посредник этого документа, функ¬
ционально параллельный Иисусу Дидахе, не имеет имени. Его называ¬
ют «раб Божий» (затем - «усыновленный сын Божий») и «Господь» (Κύ¬ 622 [Еф.1.22-23; 4.15-16; 5.23-30; Кол.1.18; 2.19; такая трактовка могла поя¬
виться только после формирования догмата искупления.] 623 [Евр.13.20; Иоан.10.11; Откр.21.22]. 624 Соответственно в 1-й и 2-й части 2-й евхаристии [Дидахе 9.3-4].