Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
155 сом, рабом Бога, Дидахе следует, что последний значительно ближе к
Единственному учителю Дамасского документа, чем к каноническому
Иисусу Христу.613 [...] Имя Давида в Кумране служило соединительным
звеном в конструкции мессии Израиля.614 Можно полагать, что месси¬
анско-эсхатологическая доктрина Дидахе кумранского происхождения
и отражает допаулинистскую стадию развития христианства [...]. Во¬
прос упирается в проблему эволюции тактических принципов и соци¬
ально-организационной структуры общины от Кумрана до Дидахе. *** Рассмотрение мессианско-эсхатологической доктрины Дидахе необ¬
ходимо начать с сопоставления мессианской терминологии этого ран¬
нехристианского апокрифа с терминологией Кумрана и новозаветного
канона. Специфически кумранской терминологии, отражающей особен¬
ности организационной структуры и догматики Кумрана, в Дидахе (по
понятным причинам) нет. Здесь нет терминов «мессия Аарона», «мес¬
сия Израиля», «толкователь Торы», нет ни одного из вариантов кумран¬
ской мессианско-эсхатологической формулы. Отсутствие в Дидахе тер¬
минологии, отражающей поколенно-иерархический принцип Кумрана,
можно (с известной степенью вероятности) отнести как за счет струк¬
турных различий (или изменений), имевших место в общине, так и (или)
за счет замалчивания, исходя из соображений тактики, самого принци¬
па в наставлении, предназначенном для новообращенных язычников ди¬
аспоры. Не исключено также, что особенности некоторых кумранских
терминов оказались стертыми при переводе на греческий язык, подоб¬
но тому как это произошло с такими терминами, как tmymym или
mevaqqer.615 Как бы то ни было, терминологический разрыв кажется оче¬
видным. И, наоборот, мессианская терминология Дидахе приближает¬
ся к терминологии новозаветного канона. Кроме терминов «Иисус» и
«Иисус Христос» в Дидахе есть и «Господь» (Κύριος), и «евангелие Гос¬
пода (Κυρίου)», и «иго Господне», и «христиане» и т. д. Однако из сход¬
ства или совпадения ряда мессианских терминов Дидахе и новозавет¬
ного канона еще не следует, что эти термины эквивалентны. Основани¬ 613 [В рукописи зачеркнуты две страницы.] 614 См. Фрагмент Аллегро [прим. 366 на стр. 92] и текст «Двух колонок». 615 О формуле троицы см. ниже [стр. 192].