Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
151 Из сказанного следует, во-первых, что Дидахе по терминологическо¬
му признаку можно разделить на две части - евхаристийную (ритуаль¬
ную) и внеевхаристийную (неритуальную). Во-вторых, в Дидахе речь идет о Боге-отце и его божественном по¬
среднике «маране», который в неритуальной части именуется по-грече¬
ски Κύριος, а в евхаристии получает ритуальное имя («Иисус»).601 В-третьих, в той мере, в какой евхаристийная (ритуальная) терми¬
нология Дидахе приближается к канонической новозаветной, она функ¬
ционально не совпадает с последней, а мессианская терминология
внеевхаристийной части Дидахе оказывается функционально близкой
кумранскому Уставу и Дамасскому документу, если исключить весь ком¬
плекс понятий, связанных с поколенно-иерархическим принципом
Кумрана. В-четвертых, божественный посредник Дидахе - учитель, глава об¬
щины и будущий мессия - функционально близок Учителю праведно¬
сти Дамасского документа. Черты сходства дополняются отмеченными
выше точками соприкосновения между обоими документами. *** Как Κύριος Учитель праведности дал в Дидахе свое евангелие - уче¬
ние о двух путях, и придет при третьем знамении истины; его приход
совпадает с общим воскресением праведников, святых. Как Иисус - «от¬
рок (ό παΐς) Божий», он открыл «святой виноград Давида, отрока Бога»
и «хлеб» (в первом значении, то есть общину) - эсхатологический ко¬
нец мира сего. Как Христос он открыл бессмертие в Царстве Божьем на
земле («хлеб» во втором значении), открыл, что «кроткие наследуют зем¬
лю».602 В Дидахе нет смерти Христа, нет искупительной жертвы, нет [дог¬
мата] искупления, есть путь искупления [как в Уставе yahad]; нет
[догмата] воскресения Христа, есть будущее воскресение в последнем
акте Божьего суда; нет [догмата] воплощения - ни в сыне Давидовом, 601 В некоторых случаях, напр., в цитате из Малахии [1.11; см. Дидахе 14.3],
термин Κύριος применяется к Богу-отцу и перевод стер различие между «ма-
раном» и Адонаи. 602 [Дидахе 3.7; ср. Мф.5.5].