Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
150 что в Дамасском документе соблюдается поколенно-иерархический
принцип и глава общины назван «Учителем праведности» (more
haccedeq), а в Дидахе поколенно-иерархический принцип и соответст¬
вующая ему терминология отсутствуют и сверхреальный глава общи¬
ны - безымянный Учитель (Κύριος, «маран») - в евхаристии имеет имя
«Иисус». Однако если учесть, что «евангелие Господа» в Дидахе - это
перевод учения о двух духах Устава yahad, а Учитель праведности в Да¬
масском документе получил от Бога теологическую прерогативу, принад¬
лежавшую по Уставу yahad совету общины, то окажется, что оба учите¬
ля обладают в обоих документах одной и той же функцией божествен¬
ного посредника в передаче одного и того же учения. Сближение между
ними становится тем более возможным, что, как мы видели, нормативы
праведности эволюционировали от Устава yahad через Дамасский до¬
кумент к Дидахе в направлении смягчения ригоризма за счет потери со¬
циального качества и в Дидахе достигли той формы, которая зафикси¬
рована в Нагорной проповеди Евангелия от Матфея. Тождество Господа («марана») и Иисуса, «служителя Бога», подтвер¬
ждается совпадением и других присущих им функций. Как видно из тек¬
ста мессианско-эсхатологической формулы 3-й евхаристии Дидахе, «ма¬
ран» - ожидаемый мессия: «Да придет благодать. Да прейдет мир сей...
Маран афа! (Господин приходит)»,598 и его возвращение ожидается в мо¬
мент гибели «мира сего», мира зла. Соответственно, согласно внеевха-
ристийной части Дидахе, последним актом Божьего суда будет приход
Господа: «Придет Господь (Κύριος) и все святые с ним».599 И, наконец,
как упоминалось выше, Иисус во второй половине 2-й евхаристии Ди¬
дахе взамен звания «служителя Бога» получает титул мессии (Иисуса
Христа) как глава общины в Царстве Божьем на земле. Замечательные
слова Дидахе: «И тогда увидит мир Господа (Κύριον), грядущего на об¬
лаках небесных» - соответствуют концовке хлебной формулы Дидахе:
«ибо Твоя (Бога) есть сила и слава через Иисуса Христа во веки».600 598 [Дидахе 10.6]. 599 Дидахе 16. [7]. [Дидахе 9.4]. 600