Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
15 ветственно, если этика (закон Божий) есть открытые через пророков-
учителей заповеди Бога, которые верующие обязаны исполнять, будучи
ответственными перед Богом и за неисполнение [их ожидает] кара Бо¬
жья, если любить Бога - первая заповедь, а вторая - любить ближнего
своего,26 то в христианстве Иисус говорит: «заповедь новую даю вам -
любите друг друга, как я возлюбил вас»,27 совершив искупительную
жертву. Из сказанного следует, что проблема происхождения христиан¬
ства есть, в конечном счете, проблема становления христианского куль¬
та. Аналогии, сходства, подобия, которые мы можем найти, сравнив хри¬
стианство с другими религиозно-этическими доктринами и религиями
[не отражают специфики христианства, это] - мифологемы. [Если мы
захотим понять эту специфику, придется] спуститься с высот религиоз¬
ного сознания и мифотворчества на землю древней Иудеи, и мы попа¬
дем в историческую ситуацию, сложившуюся на рубеже I в. до н.э. -
I в. н. э. (то есть во время, к которому канонические Евангелия относят
жизнь Христа) в одной из захваченных Римом стран Средиземноморья.
Это был период острого кризиса Римской республики, выходом из ко¬
торого стало образование империи, последней и высшей стадии антич¬
ного рабовладельческого общества.28 Замечательно, что в одном из ка¬
нонических Евангелий29 год рождения Иисуса соотнесен с переписью
Квириния, которая была в 6 г. н. э., именно с этого года Иудея стала Рим¬
ской провинцией, но как раз в этом году, согласно Иосифу Флавию,30
произошло восстание против Рима, поднятое Иудой Гавлонитом под ло¬
зунгом «Нет власти аще не от Бога», и была создана партия зелотов, ко¬
торые вплоть до Великой Иудейской войны были инициаторами и ор¬ 26 Втор.[6.5; Лев.19.18. Ср. Дидахе 1.2; Мф.22.35-40; Мк.12.29-31; Лу¬
ка 10.27-28]. 27 [Иоан.13.34; 15.12]. 28 [Ср.А.Б. Ранович. Восточные провинции Римской империи в I III вв., с. 16-17:
«Римская империя представляла последнюю стадию рабовладельческого
общества, стадию разложения формации, что связано с обострением классо¬
вых противоречий, усилением гнета над массами трудящихся; в это время вы¬
зревают элементы новых общественных отношений, нарастают силы, которым
предстоит, при благоприятных исторических условиях, свергнуть рабовладель¬
ческий строй общества».] 29 Лука [2.1-2]. 30 [А/18.1.1; BJ 2.8.1].