Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
146 но произойти воскресение мертвых праведников. Но воскресение пра¬
ведников как непременное условие прихода Господа необходимо только
в одном единственном случае: если Κύριος («маран»), чтобы придти -
должен воскреснуть. Однако воскресение самого Господа не выделено
и не акцентировано, наоборот, сам момент этого воскресения тщатель¬
но обходится: праведники воскреснут, и с ними придет Господь - все
дано в обтекаемой форме. Уж не хотели ли авторы Дидахе что-то скрыть?
Проследим, как сделана вся конструкция прихода Господа в Дидахе, этот
текст очень интересен прежде всего по своей конструкции. После слов «как сказано» приведена цитата из пророка Захарии
(14.5): «Придет Господь и все святые с ним», но у Захарии, во-первых,
не Κύριος, а Κύριος ό θεός, «Господь Бог мой». Во-вторых, у Захарии
нет никакого воскресения мертвых. В-третьих, Господь Бог со всеми свя¬
тыми приходит не после, а до суда, и приходит как раз для того, чтобы
начать суд над Израилем.582 В Дидахе вся конструкция опрокинута и по¬
следовательность этапов обратная. Κύριος («маран») придет в послед¬
ний момент суда - в воскресение мертвых, и придет не судить мир (или
Израиль, как у Захарии), но чтобы предстать «перед миром». За цита¬
той из Захарии следует другая цитата, и обе скомпонованы так, что по¬
лучился сплошной текст - «Как сказано: придет Господь (Κύριος) и все
святые с ним Тогда увидит мир Господа (Κύριον), грядущего на обла¬
ках небесных». Вторая цитата - это перифраз из книги Даниила: «Вот с
облаками небесными шел как бы Сын человеческий»,583 то есть мессия.
Вместо «Сыначеловеческого» автор Дидахе поставил «Κύριον».584 Для 582 [Зах.14.5: Και ήξει Κύριος ό θεός μου, κα'ι πάντες οί άγιοι μετ’ αύτου.
Ср. Дидахе 16.7: “Ηξει ό Κύριος κα'ι πάντες οί άγιοι μετ’ αύτου.] 583 [Дан.7.13]. 584 В Евангелии от Матфея сказано: «И тогда увидит мир Сына Человеческо¬
го, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» [точнее: «То¬
гда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все пле¬
мена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с
силою и славою великою. И пошлет Ангелов Своих с трубою громкогласною;
и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их»
(Мф.24.30-31; в рукописи указана гл. 21, где изображен торжественный вход
Иисуса Христа в Иерусалим)]; вокруг этой цитаты из Даниила ходят все еван¬
гелисты [кроме, разумеется, Иоанна]. Мк. 14.62: «И вы узрите Сына Человече¬
ского, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных». Мф. [24].34: