Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
141 са, в который Господь ваш придет»558 - следует, что последний час и при¬
ход Господа (Κύριος) может наступить в любую минуту, то есть при жиз¬
ни данного поколения. В Дидахе имеется в виду самый канун «послед¬
него часа», иными словами, как в Дамасском документе и Комментарии
к Хаваккуку, - последний период 1-й эсхатологической фазы. Прежде,
чем говорить о 2-й эсхатологической фазе,559 остановимся на вопросе,
кто такой Κύριος? Господь придет «в последний час», к этому моменту надо стать со¬
вершенным, но им можно стать, только «понеся все иго Господне». «Ес¬
ли ты понесешь все иго Господа [δλον τον ζυγόν τού Κυρίου], то бу¬
дешь совершен»560 - означает, очевидно, предписание соблюдать все
нормативы праведности «пути жизни» в оптимальном варианте. Не ис¬
ключено, что ядро общины - святые, с которыми остальным предлага¬
ется ежедневно иметь общение, так же как апостолы, учителя и проро¬
ки, не имели частной собственности и соблюдали безбрачие; об этом по¬
лемика у Павла.561 «Иго Господне» или «евангелие Господне» - «благая весть», учение
о «благе» («духе блага» по терминологии Устава yahad562) - это учение
Дидахе о двух путях, «учение Господа (Κυρίου), через двенадцать апо¬
столов переданное народам (язычникам)». В главах V-VII Евангелия от
Матфея это же учение с теми же обозначениями «иго Господне» и «Еван¬
гелие Господа»,563 что и в Дидахе, представлено как «Евангелие Госпо¬
да Иисуса Христа». «Учение мое благо, и иго мое легко», - говорит еван¬ 558 [Дидахе 16.1] формула, использованная в каноническом Первом послании
Петра [ 1.13: «... препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповай¬
те на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа»] иу Павла [Еф.6.14;
1Фес.5.6] в ином значении, там Христос уже воскрес, ему остается толью при¬
дти; в Дидахе же воскресение Господа произойдет в последний час. 559 ее описание дано в Дидахе 16.6-8. 560 [Дидахе 6.2]. 561 [См. 1Кор.7.25—40; 9.5-15; 1Тим.6.7-10]. Можно полагать, что совершен¬
ным предписывалось соблюдение оптимального варианта нормативов праведно¬
сти, то есть Устава yahad. Термин «святые» - синоним термина «совер¬
шенные». 562 [См. IQ S 4.3; ср. Т. Jud 24.2]. 563 [«Евангелие Царствия» (Мф.4.23; 9.35; 24.14 и др.)]