Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
139 ка [документа... ]. То обстоятельство, что Дидахе - устав для новообра¬
щенных из герим и предназначен для привлечения язычников в общи¬
ну, говорит о том, что нормативы праведности Дидахе не только смяг¬
чены применительно к главной задаче, но и препарированы с целью мак¬
симально облегчить язычникам доступ в общину. *** Тактика видоизменяла доктрину, конформистские тенденции усили¬
вались по мере формирования религиозного культа, а социальный ра¬
дикализм ослабевал. Водораздел прошел не между Дамасским докумен¬
том и Дидахе, а между Уставом yahad и Дамасским документом, между
yahad и eda.550 Тактические принципы Дидахе были продиктованы задачей само¬
сохранения в инородной и враждебной среде. В силу тактических сооб¬
ражений произошла нивелировка всех социальных, этнических, воз¬
растных и иных различий. Религиозно-этический принцип подменил
все остальные. Нормативы праведности оказались сведены до уровня
Нагорной проповеди Евангелия от Матфея. Как это отразилось на док¬
трине, изложенной в Дидахе? [В отличие от Пастыря Гермы в Дидахе] есть цитаты из Ветхого За¬
вета, но нет ссылок. Нет противопоставления изложенного учения То¬
ре, но нет и упоминаний о Торе Моисея.551 Примечательно, что русский перевод Дидахе был сделан Л. Н. Тол¬
стым.552 В Дидахе прокламируется нравственное превосходство членов
общины и над язычниками, и над правоверными иудеями. 550 [Ср. Р .Ю. Виппер. Возникновение христианской литературы, с. 88: «Меж¬
ду ‘Пастырем’ и ‘Дидахе’, с одной стороны, ‘Посланиями апостола Павла’ и
евангелистами - с другой, проходит как бы главный водораздел, отделяющий
предшественников христианства от христианства в собственном смысле».] 551 [Оба абзаца в рукописи зачеркнуты ] 552 [Л.Н. Толстой. Учение двенадцати апостолов. - ПСС., т. 25. М., 1937,
с. 416-424.]