Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
138 врагов не будет») и дополнены санкцией свыше: их дал божественный
посредник, то в евангельском каноне единственным категорическим им¬
перативом является воля Иисуса Христа, «кого он возлюбил, того и
спас».545 Если в Уставе Кумрана члены yahad смешивают имущество,
труд и знание,546 чтобы быть едиными и идти путем Бога, то члены об¬
щин Дамасского документа и Дидахе, наоборот, должны быть в единст¬
ве потому, что так предписал божественный посредник - Единственный
учитель в Дамасском документе, «раб Божий Иисус» в Дидахе. А члены
общин, к которым адресованы Послания Павла, просто едины в Христе
Иисусе. *** Организационная структура общины Дидахе идентична структуре
общин адресатов Первого послания к коринфянам и других посланий
Павла.547 То же деление на святых и братию, те же руководители - апо¬
столы и пророки, те же выборные должности епископов и дьяконов, та
же система субординации по святости, та же система наказаний, и так
же апостолы и пророки не подсудны суду общины, «ибо их судит Бог».548
Но, в то время как в Дидахе нет упоминаний о пищевых запретах и об¬
резании, ничего не говорится о браке и безбрачии549 и о соблюдении суб¬
боты, в канонических Посланиях Павла, Евангелиях и Апокалипсисе
весь этот иудео-христианский комплекс является предметом ожесточен¬
ной полемики между двумя направлениями так называемого раннего
христианства: паулинистским и иудео-христианским. Против предпо¬
ложения, что Дидахе написано после Павла, свидетельствует догмати¬ 545 Рим.[8.29-30; точнее: «кого Он предузнал... тех и оправдал... и про¬
славил»]. 546 [См. прим. 355 на стр. 90]. 547 [См. 1 Кор. 12.28; Еф.4.11]. 548 [Дидахе 11.7-11; ср. 1Кор.4.3-6 и др.] Религиозно-этическим принципом
определены все стороны жизни общины. Характерен в связи с этим эпизод с
Ананией и Сапфирой [Дели.5.1-10]. За утайку части имущества их карает Бог.
Старкова пишет [во введении к «Уставу для всего общества Израиля в конеч¬
ные дни», ПС. 4(67), 1959, с. 20-21], что в отличие от Кумрана - некому карать.
Но пророков и учителей Д идахе тоже судить и карать мог только Бог. И как раз
за те же нарушения правил, в которых были повинны Анания и Сапфира. 549 Напротив, говорится о детях [Дидахе 4.9].