Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
132 *** В Кумране вопрос о личном бессмертии не играл такой роли, как в
Дидахе. Личное бессмертие обещано как награда за жертву и в новоза¬
ветном христианстве, и в Кумране; в одном случае - в Царстве Небес¬
ном, в другом - в Царстве Божьем на земле. Но способы получения этой
награды принципиально различны. В новозаветном христианстве иску¬
пительную жертву за всех принес Спаситель, Сын Божий. Канониче¬
ский Иисус Христос из любви принес в жертву себя, и верующие получат
бессмертие даром.527 В Дидахе, наоборот, Господь Иисус «в евангелии
своем» открыл, что любовь к врагам и есть та жертва, которую должен
принести каждый, чтобы получить бессмертие. В Дидахе жертву за себя
каждый приносит сам. В Кумране коллективное и индивидуальное спа¬
сение достигалось соблюдением всего искупительного комплекса соци¬
ально-этических и религиозных требований. Искупительный комплекс
эволюционировал от Кумрана к новозаветному канону через Дидахе.
Компоненты этого комплекса во всех случаях совпадают, это любовь,
жертва, бессмертие, Царство Божье. Меняется соотношение компонен¬
тов и связь между ними. Привлечь новообращенных, сделать для них понятным новое уче¬
ние, обеспечить их верность этому учению можно было, лишь дав им
конкретное, осязаемое, четкое представление о благе, личном и самом
главном. Взять душу разом - за живое, ответить на самый больной во¬
прос - всех и каждого. В итоге, чтобы каждый мог воскреснуть, нужно,
чтобы воскрес Учитель. А для того, чтобы воскрес Учитель, нужен Суд
Божий. Но жизнь вечную получат не все, только совершенные, кто со¬
блюдал заповеди Учителя, нес «иго Господне», искупил свои грехи. Это
необходимо, но этого и достаточно. Учитель открыл путь жизни и жизнь
вечную, задача - идти этим путем, сам переход, ее достижение - дело
Учителя. По сравнению с Уставом Кумрана изменился акцент. В Уста¬
ве искупление личного греха - форма борьбы с мировым злом, искупить
себя [значит] искупить землю, два духа тягаются между собой в веко¬
вой борьбе в мировом масштабе, мир зла обречен и должен рухнуть, а
на развалинах старого мира будет построен новый мир, мир божествен¬
ной справедливости, мир вечный. Тогда будет вечная жизнь в вечном,
бессмертном царстве божественной истины. Приход мессии - знак кон¬ 527 [См. напр. Рим.3.24 и др.]