Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
129 каноническом христианстве. Соответственно изменился и нижний пре¬
дел - от дисциплинарной строгости Устава yahad и, особенно, Дамас¬
ского документа через мораль Дидахе к вере христианского канона. Во-вторых, понятие «жертва» углублялось по мере того, как, вслед¬
ствие отказа от социального радикализма, становилась очевидной не¬
возможность реализации моральных требований Устава yahad. Эволю¬
ция шла от естественной любви и товарищества членов общины друг к
другу, от любви к избранникам Бога и ненависти к сынам тьмы через
противоестественную любовь к врагам (чтобы их не было) до культа ис¬
купительной жертвы - мученической смерти одного за всех; вполне ес¬
тественно, что соответственно росла потребность в гарантиях. Чем га¬
рантировано получение обещанной награды в Дидахе? Речь в Дидахе,
как и в Кумране, идет о Царстве Божьем на земле, в Царстве Божьем бу¬
дет реализована «жизнь вечная», личное бессмертие. Тема личного бес¬
смертия так же [как и тема искупления] проходит красной нитью от Кум-
рана к канону. В Кумране «личное бессмертие» органично входило в ка¬
честве компонента в учение о Царстве Божьем на земле. Ликвидация
мира зла и установление вечного, нетленного Царства Божьей справед¬
ливости на земле естественно предполагали вечную жизнь для всех.
В каноническом христианстве с утверждением догмата искупления и
перенесением Царства Божьего в Царство Небесное личное бессмер¬
тие трансформировалось в бессмертие души и вопрос оказался сня¬
тым.521 В Дидахе речь идет [еще] о Царстве Божьем на земле, поэтому
получение индивидуальной награды зависит от реализации коллектив¬
ного спасения, решение проблемы воздаяния за индивидуальную жерт¬
ву зависит от решения судьбы мира, искупительная жертва индивидуа¬
лизирована, но получение награды, воздаяние, осталось в прямой зави¬
симости от достижения коллективного спасения. И то и другое зависит
от предопределенного Богом «срока поставленного суда». Суд Божий,
не нужный в Дидахе как день мести, тем более нужен как конец этого
мира. И наступление этого конца нужно тем скорее, чем труднее достиг¬
нуть морального совершенства, то есть чем острее моральный конфликт
с миром. Теперь «иго Господне» и эсхатология взаимосвязаны, отсюда
молитва: «Да придет благодать и да прейдет мир сей» - и кроткие полу¬ 521 канонический Иисус Христос платит верующим в него той же монетой -
личным бессмертием [слова «личным бессмертием» в рукописи зачеркнуты].