Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
128 «дело мести», это предопределенный Богом конец мира сего. Примеча¬
тельно, что так же трактовался конец мира в христианстве II века, и
вполне логично, что верующие во II веке молились уже не о приближе¬
нии, а об отдалении «срока поставленного суда».518 Другое дело в Дида-
хе. Здесь речь идет о личном бессмертии в Царстве Божьем на земле.
Они [члены общины Дидахе] ждали, что в награду за свою жертву по¬
лучат личное бессмертие, иначе говоря, комплекс нормативов правед¬
ности Дидахе есть комплекс искупления. Любовь к врагам приравнена
к искупительной жертве, тем самым в учении о двух путях изменению
подверглась кумранская трактовка искупления. Мотив искупительной
жертвы сквозной [этот мотив звучит и в кумранских документах, и в ка¬
ноне]. Но в Кумране единицей измерения был коллектив. Целью было
спасение коллективное, которое в конечном итоге достигалось коллек¬
тивными действиями. В Кумране искупление достигалось в процессе
борьбы со злом во всех его аспектах, и если можно говорить об искупи¬
тельной жертве в Кумране, то, очевидно, в том только смысле, что чле¬
ны yahad жертвовали личным имуществом, частными интересами и
эгоистическими побуждениями, чтобы стать единым коллективом.
В Дидахе необходимо и достаточно соблюдение комплекса нравствен¬
ных нормативов, искупительную жертву за себя каждый приносит сам.
«Если ты можешь понести все иго Господне, то будешь совершен».519
В новозаветном каноне - «учение мое благо, и иго мое легко»520 - иску¬
пительную жертву за всех принес Сын Божий, Спаситель. Комплекс спа¬
сения (искупления) эволюционировал от Кумрана к христианскому ка¬
нону через Дидахе. Во-первых, верхний предел комплекса спасения эволюционировал
от любви к членам братства в Уставе yahad через «любовь к врагам» в
Дидахе до искупительной жертвы Сына Божьего за все человечество в 518 Юстин Мученик. Апология [1.52; 2.7: «Бог, ради семени христиан, кото¬
рое Он признает причиною сохранения мира, и медлит произвести смешение и
разрушение вселенной, так чтобы не было уже более злых ангелов, демонов и
людей. А если бы не это, то... судный огонь сошел бы и истребил все без раз¬
бора, как прежде воды потопа не оставили никого, кроме... Ноя с его семейст¬
вом...» (перевод П.Преображенского). См. также Tert., Apol. 39 и др.] 519 [Дидахе 6.2]. [Вольный пересказ Мф.11.30. См. прим. 514 на стр. 127 ] 520