Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
127 вается из заповедей-притч Господа и трактуется как «иго Господне».514
Но проповедь всепрощения и христианской любви дана в Дидахе, до¬
кументе, где не только нет ни искупления вообще, ни искупительной
жертвы Сына Божьего, но где Иисусу, чтобы стать Христом, еще пред¬
стоит воскреснуть в день Божьего суда. Конфликт с миром, неразреши¬
мый без искупительной жертвы Сына Божьего в каноне и без мирового
катаклизма - в Кумране, в Дидахе оказался снятым. Зачем нужно уничтожать мир, с которым можно ужиться на нача¬
лах всепрощенчества и любви? Чем в таком случае объяснить эсхатоло¬
гию Дидахе? Почему в Дидахе не только ожидался суд Божий (и дано
подробное его описание), но в евхаристию включена специальная эсха¬
тологическая молитва, не имеющая параллелей в каноне Нового Заве¬
та: «Да придет благодать. Да прейдет мир сей... Маран афа»?515 Ответ
на этот вопрос дает социальная этика Дидахе. Именно прокламируемая
любовь к врагам и нуждалась в оплате. Если не считать членских взно¬
сов (на взаимопомощь и трапезы), никаких иных жертв члены общины
не несли. Наоборот, как можно судить [по стихам 5-6 главы 1], нуждаю¬
щиеся получали помощь. Им ни от чего не нужно было отказываться -
жертвование миром сводилось, в сущности, к непротивленчеству,
моральным жертвам любви и кротости, но зато эта жертва настолько
противоречит всем этическим нормам классового цивилизованного об¬
щества, что вполне правомерно может рассматриваться как «иго», не¬
посильное для большинства людей. Требование «любить врагов» с мо¬
тивировкой «тогда и врагов не будет», рассчитанное на компромисс с
этим миром, сводило компромисс к абсурду. Ригоризм, смягченный за
счет потери социального качества, достиг предела в этике - требова¬
ние «любви к врагам» предъявлено не только совершенным, но всем чле¬
нам общины Дидахе. Что же они ожидали взамен? «Кроткие наследуют
землю». Это кумранское положение516 получило, однако, иной смысл.
«Иго Господне» - это «путь жизни вечной». Суд Божий в Дидахе517 не 514 Ср. «Учение мое благо, и иго мое легко» [точнее: «ибо иго Мое благо, и
бремя Мое легко» (Мф.11.30); ср. 1Иоан.5.3: «заповеди Его не тяжки»]. 515 [Дидахе 10.6]. 516 [См. 4Q pPs 37 2.9 (толкование на Пс.37.11). Предписание «Но будь крот¬
ким, ибо кроткие наследуют землю» (Дидахе 3.7) можно понять и так: «Будь
совершенным, и станешь участником нашей победы». - А. Г.] 517 См. гл.16.