Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
125 хов, так сказать, останавливали на дальних подступах к греху, потому
что малые грехи приводят к преступлениям и ведут на путь смерти. Под¬
ход Дидахе сугубо утилитарен: злые дела и злые помыслы сами по себе
вредны и опасны, отсюда предписание бежать от всякого зла и прилеп¬
ляться к добру. Пребывание в этом мире вредно, а вступление в общину
полезно; первое есть путь смерти, второе - путь жизни. В Дидахе ниче¬
го не говорится и о том, что пребывание в «мире сем» тяжко и неперено¬
симо. Наоборот, тяжким бременем и непереносимым игом представля¬
ется отказ от мирских дел и соблюдение правил общины, которые так и
названы «игом» (Господним). Во-вторых, социальные принципы Дидахе (сохранение рабства, ча¬
стной собственности и семьи) показывают, что дело не в терминологи¬
ческих и стилистических тонкостях; ни в теории, ни на практике от чле¬
нов общины Дидахе фактического разрыва с «этим» миром не требова¬
лось. Требовался компромисс. В-третьих, в Дидахе нет терминов «сыны света» и «сыны тьмы», нет
не только ненависти к этому миру, но нет и противопоставления избран¬
ников Бога внешнему миру и самой концепции избранничества. Термин
«община избранников» был принят и в Кумране, и в модифицирован¬
ном виде в каноне. Его отсутствие в Дидахе нельзя считать случайно¬
стью. Концепция избранничества отнюдь не способствовала задаче ши¬
рокого прозелитизма в условиях диаспоры. В-четвертых, этому соответствует то, что в этом предназначенном
для прозелитов варианте учения Устава yahad вместо раскола мира на
два лагеря и вековой борьбы между ними речь идет о двух путях, один
из которых есть путь жизни, другой - смерти. Система отношений об¬
щины Дидахе с внешней средой строилась на началах компромисса.
Вступление в общину мотивировалось сугубо утилитарными соображе¬
ниями. В-пятых, дуализм в Дидахе рассматривается только в этической пло¬
скости. Отсюда список «пути смерти» составляют гнев и прочие злые
дела и побуждения (грехи), а список пути жизни - добродетели, среди
которых первое место отведено смирению и любви. Выражением такого компромисса оказывается непротивленчество.
Сравним непротивленчество по Уставу yahad и по Дидахе: